Почитывая ГЕРОДОТА

(и его комментаторов)

 

Геродот. Книга II. ЕВТЕРПА

http://www.ancientrome.ru/antlitr/herodot/herodot2.htm


4. Что же касается деяний человеческих, то вот что единогласно передавали мне [жрецы]. Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать частей [по] временам года.4 Это открытие, по словам жрецов, египтяне сделали, наблюдая небесные светила. Их способ исчисления [месяцев], как мне думается, точнее эллинского: эллины ведь каждый третий год добавляют вставной месяц, чтобы сохранить соответствие времен [естественного года].5 Египтяне же считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год [в конце] еще 5 дней сверх [этого] числа, причем у них круговращение времен года [всегда] приходится на одно и то же время.

4. Египетский гражданский год начинался 19 июля с восходом Сириуса (егип. Содпет, Сотис), когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени года (разлив, посев, жатва).

5. Греческий год делился на 12 лунных месяцев (6 месяцев по 30 дней и 6 — по 29 дней). Через каждые три, пять и восемь лет восьмилетнего цикла прибавлялся “вставной” месяц (Посейдеон второй).


Поскольку Геродот говорил с жрецами, т.е. – не последними людьми в египетской иерархии – поверим для начала, тем более что ничего необычного в приведённой цитате – нет.

Где, как не в Египте, с его ясным и сухим климатом, ежегодным разливом Нила, на который до строительства плотины ориентировалась вся экономика страны не следить за солнцем?

Почти у всех сельскохозяйственных народов – солнце – главное божество.

А египтянам было ещё удобнее у них был репер для предугадывания разлива Нила

(История календаря http://roadfork.narod.ru/calendar.htm )


"Дело в том, что за несколько дней до наступления разлива Нила происходил гелиактический восход Сириуса, то есть Сириус первый раз в году появлялся на утреннем небе. Это событие сейчас обычно называют первым утренним восходом Сириуса. В Древнем Египте он обычно происходил где-то около 20 июля. Следовательно, табличка из Абидоса сообщает нам о том, что первый утренний восход Сириуса предвещает разлив Нила и означает начало нового года."


Можно уверенно заключить: гелиактический восход Сириуса, т.е. появление Сириуса утром на рассвете перед солнцем (раньше него) происходит в Египте один раз в году, причём – раньше разлива Нила. По времени года (климатически) эта дата – сдвигается совсем неторопливо: вот результаты расчётов по гелиактическому восходу Сириуса

данные планетария Александра Завалишина

КалендарьГодГелиактический восход Сириуса: от формального появления раньше Солнца над горизонтом (первая дата – увидеть глазами Сириус – нельзя) до уже 30-минутного опережения (вторая дата – увидеть глазами Сириус уже можно)Дата летнего солнцестояния (солнцеворот)Время в днях от солнцестояния до гелиактического восхода Сириуса. (привязка к климатическому календарю)
григорианский200824—30 июля21-22 июня34,5
180023—29 июля22 июня31
158321—28 июля22 июня30
4 октября 1582 года, – календарная реформа
юлианский158211—17 июля12 июня29
150011—17 июля12-13 июня28,5
100010—16 июля17 июня20
5009—15 июля21 июня17
18—15 июля25 июня13
-5008—14 июля29 июня8
-10007—14 июля3 июля4
около минус 1500 года гелиактический восход Сириуса перегнал солнцеворот
-15006—13 июля7 июля-1
-20006—13 июля10-11 июля-4,5
-25005—12 июля14-15 июля-9,5
-30005—12 июля18 июля-13

Т.е. это явление "дрейфует" относительно климатического сезона на 10 дней за 1000 лет в сторону начала климатического года, и в минус 15-м веке оно вообще совпало с летним солнцестоянием. Если учесть, что до строительства Асуанской плотины разлив Нила начинается в конце августасентябре, то сильно вглубь веков египетский календарь с репером – Сириусом опустить трудно: мало того, что разлив происходит только через целый месяц, да ещё этот момент всё больше отдаляется.

Но на самом деле есть один выход. То что египетский Сотис – именно Сириус – не более чем гипотеза историков. Н. А. Морозов считал, что Сотис – Регул в созвездии Льва и его гелиактический восход происходит прямо над солнцем (а не сильно сбоку, как Сириус) и как раз в конце августа (в этом году – 24 августа). Эта точка тоже уходит к началу года со временем, и требуемые нам 5 дней между гелиактическим восходом Регула и началом разлива Нила (началом египетского года) реализуются в средние века. Это уже лучше, чем ситуация с Сотисом–Сириусом, хотя вышеприведённая ссылка номер 4 комментаторов Геродота приводит нас в те же средние века...

Но посмотрите какая ерунда с этой ссылкой №4, и если это – не издевательство – то что это?

В 1582 году в октябре произошла реформа календаря. До реформы произошел гелиактический восход Сириуса. Это было 11-12 июля. На следующий год ПОСЛЕ реформы гелиактический восход Сириуса был 22 июля. 19 июля гелиактического восхода Сириуса не было НИКОГДА!

Как вам? :о)

В книге И. А. Климишина "Календарь и хронология" (Москва. Наука. 1985 г.) на странице 148 мы видим, откуда у этого бреда ноги растут. Оказывается Ф. Гинцель расчитал, что для Мемфиса "на протяжении по крайней мере пяти тысяч лет гелиактический восход Сириуса приходился на 19 июля юлианского календаря". Ну что сказать? Мало того, что это – не так (см. таблицу выше), да ещё "19 июля юлианского календаря" пять тысяч лет назад?... Круть несусветная! :о) Официально, юлианский календарь – чуть старше Иисуса Христа, и полторы тысячи лет не выдержал, пришлось править. А если уж-таки – "3 июля" минус 5000 года – то это была весна... Какой-такой разлив Нила?

Чтобы было понятней: так уж совпало, что дрейф по временам года юлианского календаря почти такой же, как дрейф по ним же гелиактического восхода Сириуса... Но – дрейф, товарищи! Дрейф! И – почти, товарищи! Почти! И первый дрейф стал известен прогрессивному человечеству только спустя некоторое время, после жизни по юлианскому календарю, а второй дрейф стал известен после расчётов товарища Ф. Гинцеля. Но древним египтянам и то и другое вряд ли было доступно по объективным обстоятельствам. И получить эстетическое удовольствие от этого совпадения им было не дано в силу их малой образованности в сферической тригонометрии и математике...


Но Геродоту – респект и уважуха! В рамках буквального прочтения его (геродотова) текста использование подобного репера – удачная идея и если египтяне это использовали – это говорит о том, что они (очень древние или не очень) были здравомыслящие люди и репер для начала своего календаря выбрали хорошо!

Опять же и с эллинами (кто бы они не были и где и когда не жили в реальности) он – вполне понятен, они жили, видимо, по лунному календарю.

Что нам о лунном календаре говорят справочники?

"Первой и естественной единицей счета времени для древних людей были сутки, разделенные на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарем этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний» и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь)."

Правильно, и Геродот о том же 365-354=11, раз в три года придётся вставить месяц, но это сложный для расчёта календарь, ведь и в году не ровно 365 дней и в месяце не ровно 29,5 дней и 7 дней недели ни во что циклично не укладываются, но люди – ко всему привыкают и "как-то выкручиваются". Да и расчёт не слишком нужен. Луна перед глазами, лето не пропустишь ... кому нужно точнее считать-то?

Опять же, если кто не понял, зачем у античных римлян какие-то непонятные нам сейчас иды и календы, которые, к тому же, часто отсчитываются назад от наперёд заданного события, вместо простого порядкого счёта, то это – именно от лунного календаря – привязка к фазам луны, календы – новолуние, новый месяц... Именно от нечёткости его фактического начала

Эта система названия дней, кстати, продолжается в Европе ещё и в средние века, так м.б. и сам луный календарь – тоже присутствовал? Потому что без такого сложно дрейфующего около времён года (но никуда и никогда дальше 29 дней не уходящего!!!) лунно-солнечного календаря всё это, в общем-то – нафиг не надо... У евреев такой календарь по сию пору используется. Ещё – важно для этого календаря привязка начала года к какому-нить строго климатическому событию: равноденствия или солнцестояния, чтоб следить за тем, чтоб он никуда не сдвигался. У евреев это – первое новолуние после весеннего равноденствия: вот и лунный цикл соблюдён и солнечный.

Так что, если мы снова вернёмся к нашим египтянам – я опять готов согласиться с Геродотом: когда бы он не написал в реальности свою историю: как раз именно конкретно у египтян не могло быть в таких условиях проблем с их календарём... Что Геродот и отметил, совершенно справедливо.


Давайте представим себе что мы с вами – древнеегипетские ЖРЕЦЫ (т.е. профессиональные доедатели за богом :о)

Наша власть зиждется на нашей мудрости. И нам её необходимо подтверждать перед остальными простыми смертными. Потому что: быдло – оно конечно – быдло, но самому пахать как-то сан не позволяет :о) , а они, всё-таки – кормильцы... Итак!

Мы знаем, что каждый божий год немного перед разливом Нила происходит восход Сириуса перед восходом солнца. До этого он в лучах солнца 60-70 дней был не виден, а ещё до этого он был виден на закате после захода солнца. (На самом деле это ещё одна проблема с Сириусом: был бы он на эклиптике, он пропадал бы всего на 10-15 дней, но мы уже говорили, что Сириус – не единственный кандидат на роль Сотиса...)

Никому не говорим, откуда мы знаем, когда Нил разольётся – и хавкой мы – профессиональные жрецы – обеспечены!

Будем мы за этим событием следить?

А-ТО!

Методом зарубок на деревянной палочке легко определяем, что между событиями иногда 365, а иногда 366 дней.

Отлично! делаем 12 месяцев по 30 дней (360 дней) остаток называем Великим Праздником В Преддверие.... Объявляем о великом дне заранее, чтоб народ успел подготовить дары. Разлив Нила нашими заботами происходит строго по плану. Потрясённый нашим умом народ тащит нам хавку... БухАем... :о)

И дальше и опять, и снова. Жизнь удалась, все довольны...

(это, собственно египетский древний календарь... почти... :о) Во всяком случае это – календарь, полностью соответствующий тексту Геродота.


Но... Как всегда это – но...

Читаем тех же историков:


http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/bikerman.htm#egipt

"У египтян, и только у них, год всегда имел определенную продолжительность. У других народов она менялась в результате различных, но равно ошибочных вычислений" (Macrob., Sat., I, 12, 2). У египтян существовала anni certus modus*, поскольку их год состоял только из дней. Эти 365 дней были схематично объединены в четыре времени года и 12 месяцев по 30 дней, а сверх того еще имелось пять дополнительных дней (epagomenai). Дни в течение месяца считались по порядку один эа другим. Месяцы считались начиная с первого по четвертый в течение каждого из трех земледельческих сезонов: наводнение (когда Нил заливал поля), выход (освобождение земли из-под воды; период сельскохозяйственных работ) и отсутствие (период низкой воды), В более позднем народном употреблении египетские месяцы именовались по празднествам. Вот передача этих названий (унаследованных коптами) исходя из греческих форм: тот, паофи, хатир, хойак, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, паини, эпифи, месоре (плюс пять дополнительных дней) (см.: T.G.Н.James, – "The Hekanakhte Papers", 1962, 3).

     *Определенная величина года.– Прим. пер.

Получавшийся в результате год, который был на 1/4 дня короче реального солнечного года, мог быть исправлен при помощи интеркаляций, но это в Египте не делалось. Поэтому каждые четыре года начало года (1-е число месяца тот) отставало на один день от солнечного года. Таким образом, каждый месяц на протяжении цикла из 1461 египетского года (=1460 юлианских) проходил через все периоды солнечного года (ср. гл. III, стр. 59) (см.: Sethe, – GGN, 1920, с. 30; R. А. Parker, – "Revue.d'Egyptologie", 1957, с. 85).


Вот тебе – раз!

Дык-таки

         "круговращение времен года [всегда] приходится на одно и то же время."

или-таки

         "год всегда имел определенную продолжительность."

???

Это, ведь – не одно и то же!!!

Взяли данные у Геродота, а почему не процитировали?

Жрецы ошиблись и не заметили ошибки? Жрецы были уверены, что в году обязательно должно быть целое число дней?

Ну придумайте мне какую-нибудь причину, чтобы египетский жрец решил, что в году РОВНО 365 дней?

Даже геродотовы эллины (менее точные, по мнению Геродота, чем египтяне) справлялись как-то даже с лунным календарём... ?

Ну как же так, люди добрые? Ведь даже на нашей малосолнечной родине никто никогда не ошибался? "Когда лист на берёзе распустится в копейку – можно сажать картошку"... И всё! И ничего не надо! Куда уйдёт календарь у хлебороба?

Ну я понимаю – Геродот... сам он не местный, отстал, можно сказать, от поезда, общался через переводчика, опять же – литератор-журналист ( чего уж там... ням-ням © )...

Но что мог – он описал, он ведь, может быть, официально до разговора со жрецом и не знал, сколько в году дней!

Но жрец? Откуда он мог взять в голову – что точно – 365? Вот просто: откуда даже мысль об этом могла появиться у него в голове? Ни дни недели, ни месяцы, ни годы не соотносятся не то что – целым, но даже дробным способом. Наблюдение гелиактического восхода Сириуса, кстати – тоже вещь достаточно случайная; Сириус каждый год неодинаково опережает солнце на заре, иногда можно и не заметить факт первого восхода, а заметить только на другой день, а можно и сегодня заметить... И жрец (да просто – любой и каждый человек, зависящий от погоды) имеют об этом отчётливое представление... По аналогии с чем ему это могло придти в голову? Откуда?

А если это – не ошибка, а сделано специально – то зачем? Историки утверждают – ошибка, т.е. у них нет версий, для чего это могло быть сделано специально. Но уже есть мнение, что "каждый раз в 1461 год был великий праздник".... Ахренеть – юбилей! Интересно сколько праздников переживают свои столетние юбилеи...

Короче, историки приписывают древним египтянам совершенно необьяснимый логикой, запредельно глупый, ни на что в быту не годный и обречённый на НЕиспользование народом календарь.

Хотите моё мнение? ТАКИМ ЖРЕЦАМ НИКТО НИФИГА НИКОГДА НИ В ЖИСТЬ НЕ ДАСТ!

А может всё-таки в консерватории что-то не так? ©

Может всё-таки происходило всё совсем по другому? И голова жреца – совершенно не при чём? А виновата голова какой-то канцелярской крысы, давно не нюхавшей свежего воздуха?

Кто-то написал Геродота, он вошёл в традицию... а потом, спустя некоторое время, какая-то дурная голова придумала египтянам сотический цикл? Почти для прикола или от глупости?

Вы мне скажете, – а как же канопский камень? А как же – море других материальных подтверждений, палимпсесты и т.д. и т.п.?

А так же... не хочу никого обижать, но вот – приходится...

Сдаётся мне, что бОльшая половина материальных подтверждений хронологии – подделка в той или иной степени.

Собственно история культуры и искусства – история изготовления подделок и их разоблачения.
(Чтоб не показаться голословным – пара ссылок: вот и вот )

А как же Геродот? А Геродот "ошибался". А чё! Не в первый раз... Он же – вообще – полный идиот и недоумок. Вы почитайте комментарии историков к Геродоту! он постоянно ошибается, путает, перескакивает на сотни и тысячи лет по шкале хронологии...

Но он же "отец истории"? Отец был – дефективный?

Короче, хронология уже свёрстана, заметаем мусор под ковёр....

Потому что можно поверить во многое, но уж больно много официальных древних авторов то ошибаются, то не понимают, а антиквары (ТАК раньше называли историков) как-то подозрительно легко прочитывают те находки, которые нашли сами, при том что до сих пор не ясно кому поставлены в Египте пирамиды. Нынешняя версия их названий ничем не подтверждается. (как и мнение о том, что они – гробницы :о)

А уже когда тупыми оказываются руководители страны (жрецы), то у меня к антикварам старый еврейский вопрос, если они тупые, а вы умные, то почему жрецы они, а не вы?

Хотя – с другой стороны – они, вот, написали учебники, а нам теперь всем их в школе учить приходится (и про восход Сириуса 19 июля тоже :о) ...

Так что тоже – не голодные. И бъются за свою корочку хлеба – насмерть! Но – не жрецы..., ох – не жрецы...




Hosted by uCoz