Н.А.Морозов / Откровение в грозе и буре / Часть V. /


ЧАСТЬ V.
Личность автора "Откровения в грозе и буре".
Иоанн Златоуст как революционер и демагог


Главнейшние источники

Dialogus Historicus Palladii episcopi Helenopolis cum Theodoro, ecclesiae Romanae diacono de vita et conversatione beati Joannis Chrysostomi, episcopi Constantinopolis.

Σωκράτους Σχολαστικοΰ 'Εκκλησιαστική 'Ιστορία.

[Обе книги в издании Patrologiae Cursus Completus. Patrologiae Graecae tomus 57. 1858.]

Жития святых. 1852 г.

Amedee Thierry. St Jean Chrysostome et 1'imperatrice Eudoxie. Paris, 1872.

Aime Puech. St Jean Chrysostome et les moeurs de son temps. Paris, 1891.

Муравьев. История первых четырех веков христианства. 1866.

Ερμείου Σωζομενοΰ 'Εκκλησιαστική 'Ιστορία. 1858.


I.
Основные требования, которым должен удовлетворять автор "Откровения в грозе и буре"

 

Само "Откровение в грозе и буре" дает целый ряд указаний на личность своего автора. Вот, например, некоторые из них:

1. Автора звали Иоанном.

2. Он жил в Малой Азии или около нее.

3. Он жил в конце четвертого века.

4. В 395 году он был не очень молод, потому что пишет как человек, пользующийся авторитетом в семи городах Малой Азии, и не очень стар, так как сохранил к этому времени все свое воображение и впечатлительность к окружающим явлениям природы.

5. Он обладал недюжинным литературным талантом и сильным красноречием, как это видно из "плача сильных над гибелью великой твердыни" и других глав книги.

6. Его обычный язык был греческий. Слог, которым он пишет, обнаруживает опытную руку, а потому делается несомненным, что он написал не только одно это произведение, но и ряд других книг на греческом языке, о которых не могло не остаться исторических воспоминаний.

7. Он родился в богатой семье, так как драгоценные камни были для него настолько обычная вещь, что он без пояснений употребляет их для определения оттенков утреннего неба или облаков, совершенно не давая себе отчета в том, что для большинства людей названия этих редких вещей—простые звуки, не вызывающее никакого представления. В такую ошибку постоянно впадают авторы, с детства привыкшие к чему-нибудь очень редкому для остальных.

8. Он получил блестящее по своему времени образование, потому что прекрасно владел астрономией, математикой и т.д. Допустить, что это был рыбак, или пастух, или что-нибудь в таком роде, было бы просто смешно.

9. Он был христианским теологом.

10. Он был революционером и республиканцем, так как мечет громы и молнии на земных царей.

Но в первые века нашей эры выдающиеся литераторы, поэты и революционеры были не настолько часты среди греков, чтоб их пришлось долго разыскивать, когда и имя, и место, и время их жизни совершенно точно определены. Можно с уверенностью сказать, что если хоть один из малоазиатских Иоаннов конца IV-го века окажется удовлетворяющим всем этим требованиям, то другого уже не стоит и искать.

Вот почему, как только было закончено мое астрономическое вычисление, давшее 395 год, я сейчас же обратился к истории первых четырех веков христианства и сразу натолкнулся на такую древнюю знаменитость, которой имя дошло и до наших дней: на замечательного византийского демагога, оратора и писателя, Иоанна Антиохийского, называемого Хризостомом, или Златоустом.

Все в его биографии соответствовало приведенным мною требованиям и указывало, что автор был именно он, и что непримиримая ненависть к нему византийского императора и клерикалов находилась в прямой связи с опубликованием этой самой книги. Вот вкратце его биография, которую я составляю главным образом на основании древнегреческих сказаний о его личности. Как ни скудны и односторонни эти источники, но фактическая часть их совершенно достаточна, чтобы доказать справедливость моей догадки, что он был истинным автором разбираемой нами астрологической книги конца IV века 1).


1) Теперь, просмотрев после освобождения из Шлиссельбургской крепости ряд других (иностранных) биографий Иоанна, могу добавить, что они мне дали только одни новые подтверждения. Позднейшее примечание.


назад начало вперёд


Hosted by uCoz