Н.А.Морозов / «Христос». 6 книга / ЧАСТЬ V


ГЛАВА II.
ЦАРИ БОГИ И ЦАРИ-БЫКИ В АРХЕЙСКОМ ЕГИПТЕ.

 

Я называю «Архейским Египтом» тот период его истории, который продолжается от первого царя этой страны, бога-Отца (Пата, т. е. Ра1ег), до последних потомков Великого Ра-Мессу (т. е. Великого Сына Божия).1 А термин Архейский я беру из палеонтологии, где архейской эрой называется тот период земной жизни, от которого не осталось почти никаких органических остатков. Мы здесь присутствуем лишь при скелете очень сложного мифа, потому что в дошедшем до нас виде он лишен всякого тела. Все, что мы знаем о начале архейского периода, это только двукратное перечисление одних имен богов почти без всяких их жизненных действий.


1 Ra-mes-sy — бог-родил-его, т. е. Сын Божий, откуда греки сделали Рамзеса.

Первой династией архейских египетских царей по сообщениям греческих авторитетов сомнительной древности от имени легендарного жреца Манефо, были цари-боги, дети бога-Отца, называвшегося Пата. Очевидно это то же самое слово, как и греческое патэ́р, и латинское патер и означает оно на всех трех языках одно и то же — отец.

Вот они все члены этой замечательной династии — семь по числу планет (табл. XLVI).

ТАБЛИЦА XLVI.
Мемфисская династия древне-египетских царей-богов (Патаитов).

1. Бог Отец (по-египетски Пата, или сокращенно Пта).

2. Бог Ра иди Рэ, сын Паты, созвучно с итальянским Re — царь.

3. Бог Шу, сын Ра.

4. Бог Себ, сын Шу.

5. Бог Озирис созвучно с Jesus-Rex, сын Себа.

6. Бог Сет, первый сын Озириса, предательски убивший своего отца.

7. Бог Гор (Горус) — второй сын Озириса.

Само собой понятно, что в том сухом виде, как они представлены на нашей таблице, они мало говорят уму или сердцу. Но поверив, что они были боги и, следовательно, жили на небе, попробуем немного осмыслить наш список астрономией и древней астрологией.

Семь царей-богов первой Архейской династии соответствуют семи древним, богам-планетам. Но они были властелинами не одной только долины Нила, а и других древних стран. Посмотрим, не удастся ли нам определить их по качествам, указываемым для них нашими первоисточниками.

1) Первый царь Пата, имя которого по толкованию египтологов значит Зодчий, но по корню созвучно, как мы только что сказали, с греко-латинским словом патер-отец, определяется одной надписью в Дендерском храме в том же роде, как и библейский бог-Отец.

«Пата есть бог, сотворивший все существующее». «Все, что-есть, стало после него», — говорит надпись. — «Он господин правды и царь богов».

Это явно греко-латинский Зевс-Юпитер, т. е. библейский Вечно-живущий, Иеве «Иегова» Отец, откуда и латинское Jeve-Pater (Ju-Piter). Его небесным символом было первоначально Солнце, и только уже потом, в христианские времена, он стал символизироваться планетой Юпитером, благодаря каким-то недоразумениям астрологического характера.

2) Бог Рэ, сын бога Паты (бога-Отца) по звуковому составу своего имени близок к итальянскому Re—царь, откуда латинское rex и французское roi. Он был символом стихии-Огня и назывался Вечно-существующим (Зевсом — по-гречески). По причине огненности его считают за символ Солнца, но это, вернее, первоначально была огненно-красная планета Марс — сын Солнца. Его напрасно отожествляют с Амоном-Рэ (Амоном-царем), который рисовался у египтян не красным, а всегда в голубой одежде, как Солнце в лазури дня.

3) Шу — считается за сына и преемника Марса-Рэ и характеризуется оккультистами как Добрый гений (Агато-даймон по-гречески). Он символизирует собою стихию-Воздух. Астрологически это планета Юпитер.

4) Себ — считается за сына Шу. Его имя значит — время, а также и звезда. Это греческий Хронос, астрогологически планета Сатурн, хотя автор гороскопа Фивской гробницы, описанной Бругшем, и называет, созвучно с ним, Себеком Меркурия.2 Он, по словам оккультистов, символизировал твердое состояние бытия — стихию-Землю.


2 См. мою книгу «Пророки», стр. 301, а также в этом томе главу о Фивском гороскопе Бругша.

5) Озирис (т. е. Osi-Rex) был сыном Себа. Он характеризуется оккультистами как бог воскресения умерших, египетский Иисус-Христос, корень имени которого Ози, или Оси, сходен с именем Асы-Исуса. Это символ жизни. Астрологически это Месяц, умирающий в каждое новолуние. Он символизировал текучую стихию-Воду, символ преходящего. Египтологи отожествляют его с греческим Вакхом, но он всего более сходен с евангельским Христом, т. е. в сущности с позднейшей вариацией того же Вакха, попойка в честь которого переродились в таинство евхаристии.

6) Сет — считается египтологами за старшего сына Озириса, умерщвляющего его, это — князь-Тьмы. Астрологически он представляется «Темным Конем» Апокалипсиса — Меркурием, всегда скрывающимся за Солнцем, как в засаде. Он убивает оттуда своего отца Месяца-Озириса из засады, когда тот приближается к Солнцу-Пате, своему богу-Отцу. Потом, при перенесении зловещих свойств на Сатурна, его стали путать с последним, как это мы видим на той же Фивской гробнице, описанной Бругшем.

7) Гор, или Горус, — младший сын Ози-Риса (Исуса-царя) и его жены Изиды, отожествляемый с Аполлоном, по причине своей светоносности, есть, по словам оккультистов, символ новой жизни, родящееся из тела Месяца Ози-Риса, когда его убивает собственный старший сын Сет, скрывающийся за Солнцем. Гор, превратившийся из Люцифера в женщину, представляет собою современную утреннюю звезду — планету Венеру. По некоторым теологическим толкованиям это — христианская церковь, рождающаяся будто бы из тела казненного. Иисуса.

Мы видим теперь, что «первая династия», династия архейских египетских царей, отмеченная в наших первоисточниках сомнительной древности, совсем не историческая династия, а символическая. И даже символы тут спутаны благодаря разрозненности средневековых ученых и их одиночеству. Все, что нам остается здесь делать, это определить лишь время возникновения такого мифа, и по только что указанному нами сходству имен архейско-египетских царей с латинскими и особенно по сходству Озириса с евангельским Иисусом, мы должны заключить, что эта теология выработалась никак не в доисторические времена, а одновременно с христианской. Она — миф, возникший уже в нашу эру, и даже довольно поздно, а никак не до нее.

* * *

Рассмотрим теперь и вторую божескую династию, в которой повторены, в том же порядке, те же шесть светил с выключением только Меркурия, убийцы Озириса (табл. XLVII).

ТАБЛИЦА XLVII.
II (Фивская) династия царей-йогов (вариант первый).

1. Амон-ра (Амон-царь), царь богов (его не надо смешивать с Ра предшествовавшей династии, это другое имя бога-Отца).

2. Монт — первый сын Амона-царя (Марс).

3. Шу — второй сын Амона (Юпитер).

4. Себ, или Кеб, сын Шу (Сатурн).

5. Ози-Рис, сын Себа (Месяц). (Сет выключен из числа богов-правителей).

6. Горус, сын Ози-Риса (Утренний Светоч—Люцифер, превратившийся потом в женщину Венеру.

Мы видим, что здесь только Сет (Меркурий), убийца Ози-Риса, исчез из числа богов, как Иуда Искариот из числа 12 апостолов Иисуса. Это — как бы второе царствование небесных: светил, и оно не противоречит астральному смыслу сказания, так как небесные светила, совершив свой путь, возвращаются вновь в том же порядке, что и олицетворялось в западно-европейских днях недели, например, во французских:

Di-manche (dies-dominica) — день господний — (воскресенье).

Lun-di (Лунный день) — понедельник.

Mar-di (Марсов день) — вторник.

Mercre-di (Меркурия день) — среда.

Jeu-di (Зевсов день) — четверг.

Vondre-di (Венеры день) — пятница.

Same-di (Себа день, Сатурна день) — суббота.

Уже из разницы в порядке этих названий, сравнительно с вышеприведенными египетскими видно, что имена планет, вследствие их подвижности, несколько раз были перепутаны на протяжении веков и при переходе из одних стран в другие. Кроме того, порядок их представления на семи небесных сферах древности изменялся и по теоретическим соображениям, благодаря все новым и новым усовершенствованиям первоначальных зачатков астрономии. Сначала она еще не видела разницы в планетных расстояниях от Земли и, лишь потом, все точнее и точнее определяла их отдаленность как от Земли, так и от Солнца.

Здесь мы видим ясно и способ составления длинных древних генеалогий: те же самые (реальные или воображаемые) независимые друг от друга личности признаются детьми друг друга и из них составляется династия, а затем эта же самая династия, посредством легких вариаций имен и порядка, прикладывается к самой себе и выходит нечто вроде периодической системы элементов. Как наглядный пример, я привожу здесь сопоставление дней недели на разных языках (табл. XLVIII).

 

ТАБЛИЦА XLVIII.
Как из списка семи дней недели, сопоставленных на разных языках, можно сделать ряд династий, совершенно похожих на древне-египетские.


Все названия для однородности написаны латинским шрифтом. Исследователь, получивший такую таблицу, хотя бы знал только один из этих десяти языков, мог бы определить, что они повторяют разноязычно те же самые семь дней недели—по отдельным совпадениям созвучных имен в тех же самых строках, а после этого мог бы догадаться, что даже и такая из промежуточных колонок, вроде второй, где нет ни одного созвучия, представляет тотже самый день недели.

* * *

Обращаясь к разбору дальнейших сообщений о различных династиях египетских властелинов, мы видим, что третьей египетской династией по греческим выпискам из несуществовавшей в их время книги Манефо, считаются цари-Тельцы (Сер-Аписы — Серафимы), превратившиеся у нас со времени «эпохи гуманизма» в шестикрылые детские головки, летающие на иконах кругом бога-Отца. В египетских же храмах они представлялись в виде живых тельцов, так как в виде быка или тельца, по мнению тогдашних старожилов, являлся людям бог-Отец (вероятно потому, что настоящего его лица никто не мог видеть, не умерев). Это были представители созвездия Тельца, и отсюда же, вероятно, произошло и название малоазийцев турками от греческого слова таурикос, или турикос, — бычачий. Но даже и на сотнях разрозненных кусочков «Туринского Царственного Папируса», — наиболее подробного из нескольких дошедших до нас списков воображаемых архейских египетских султанов (сутенов) в их последовательности, — не отыскано полных и точных сведений об этих полубожественных правителях старинного Египта. Прочтены только имена: Апис — священный бык в Мемфисе, и Мневис — священный бык в Гелиополисе. Эти цари-быки и были, говорят, преемниками Горуса, последнего царя-бога па древне-египетском тропе.


назад начало вперёд


Hosted by uCoz