Н.А.Морозов / «Христос». 7 книга. / ПРОЛОГ /


ГЛАВА II
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕХИ ДИНАСТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ «ВЕЛИКОЙ РОМЕИ» И ОБРАЗЧИКИ ТОГО, НА ЧТО НЕ СТОИТ ТЕРЯТЬ ВРЕМЯ СЕРЬЕЗНОМУ ИСТОРИКУ.

 

Не раз говорил уже я на протяжении этого моего длинного исследования, что сбивчивая терминология неизбежно вызывает и сбивчивые представления. Вот, например, греки и Греция. Пойдите на Балканский полуостров и на Ионические острова, где по вашему мнению живут греки, и вы увидите, что никаких греков там нет и что единственно созвучное слово, которое вы там найдете: «грайкос» значит просто — старушечий, и никогда не употребляется в смысле нации или ее родины. Его впервые стали употреблять балканские славяне, называя жителей Морей горяками, т.е. горцами, откуда это название и распространилось по Европе. И если знаменитый Плутарх в своих «Биографиях» называет жителей Мореи (т. е. Морской страны) словом грайкои (γραίκοι), то из этого можно вынести только то, что он не греческий плутарх, а европейский плут. Настоящий грек никогда по употребил бы слова «старушечий» для собственного своего названия на родном языке, где оно имеет самый жалкий смысл, и оно могло быть дано только иностранцем в насмешку, хотя бы и происходило от славянского слова «горяк». У греческих классиков Греция всегда называется Эллас или Эллада, т. е. Божья земля, от библейского Эли—бог, а эллинский народ — значит просто: народ божий, что указывает на связь эллинской первичной культуры с семитическою. Но и это название сохранившееся как чисто литературное слово, до сих пор, отсутствует в простонародном языке, который называет себя, — можете себе представить! — не иначе как римским языком или точнее ромейским (ρωμαιξχοζ—так, как и сам Рим на своем языке называется Roma. Точно также и о Константинополе вы не услышите ни разу у туземцев. Он называется там Стамбул или Истамбул, а у местных славян — Царь-Град, как и я предпочитаю его называть. А в средневековых документах он называется также Византией, что распространилось и на всю страну, но интересно, что за ним сохранилось в ново-греческом языке также и название Рим, т. е. Roma, хотя и отличие от прославившегося и средине века Итальянского Рима с прибавкою Новый (η νεα Ρωμη), причем и само слово Новый можно считать за новое, принимая во внимание, что вся Греция вместе с Византией у себя дома до сих пор называется просто Ромеей, как бы показывая нам, что именно тут, а не в Италии, был реальный Великий Рим.

Этим местным именем — Великой Ромеей — я и буду называть Восточную Римскую империю, продолжив ее существование даже и при турках, которые называли свою страну Рум, т. е. тоже Roma (по русски — Рим).

Руководясь общим правилом прилагать в самом начале своего изложения для возможных справок читателя общепринятые у современных историков хронологические вехи данного предмета, я и здесь делаю то же самое и даже в двух видах: сначала ставлю светские вехи в виде ромейских императоров, а затем и клерикальные в виде царь-градских епископов и их продолжения — царь-градских патриархов.

Само собой понятно, что древнейшие из них и здесь в обоих отделах окажутся ложными вехами, заводящего путника в непролазную чащу заблуждений. И я отметил их как ложные вехи еще не укрепившегося человеческого ума.

А из более поздних вех все средневековые годны только для установления хронологии, но никак не для характеристики умственного состояния и религиозных верований, или для характеристики семейной и общественной жизни соответствующего времени на основании того, что мы читаем о них в наших первоисточниках. Почти везде наши первоисточники для средних веков — позднейшие апокрифы и рисуют тогдашних деятелей по образу и подобию своих современных, руководятся своим идеалом.

Самые имена в этих списках совсем не имена, а только греческие и латинские прозвища лиц, носивших при своей жизни, поскольку это относится ко времени до крестовых походов, совсем иные названия: сирийские, еврейские, славянские, македонские, не имевшие ни одного общего звука с приведенными тут, да и но смыслу слов большею частью не подходящие. Но мы вынуждены руководиться ими, так как первоначальные прозвища давнишних деятелей затерялись в глубине веков и наши историки употребляют приведенные здесь имена.

Вот они в последовательном порядке, причем читатель будет очень наивен, если поверит здесь хоть одной дате в вехах до-диоклетиановского времени, да и после Диоклетиана (284) вплоть до XIV века указанные здесь годы установлены неизвестно кем, когда и как. Но все же они довольно вероятны, хотя нельзя не признаться, что эта «вероятность» — больше вера, чем знание.

ТАБЛИЦА II.
Хронологические вехи ромейскои государственной истории по европейским авторам XIX века с их латино-греческой апокрифической номенклатурой Эпохи Гуманизма.

I отдел
Апокрифическая «Римская империя» первых трех веков нашей эры и конца первого века до нее.

А. — Псевдо-дохристианское начало.
Ложные вехи.
От
года:
До
года:
—82Сулла Restitutor Orbus—76
—70Помпеи Воликий—48
—45Юлии Цезарь—44
В. — Пссвдо-Христианская эра.
Ложные вехи.
—27Октавиан Август+ 14
[ + 1Христос+ 33 ]
+ 14Тиверий+ 37
37Калигула41
41Клавдии54
54Нерон68
68Гальба69
690тон
Вителий
Веспасиан
69
69
69
79Тит81
81Домициан96
96Нерва98
98Траян117
117Адриан138
138Антонин161
161Марк Аврелин180
180Коммод192
192Пертинакс192
192Дидий Юлиан193
193Север211
211Каракалла217
217Макрин218
218Елагабаль222
222Александр Север235
235Максимин238
238Гордиан244
244Филипп249
249Деций251
251Галл253
253Валериан
Галлиен
260
268
268Клавдий270
270Аврелиан275
275Тацит276
276Проб282
282Кар283
283Карин
Нумериан
285
284

 

II отдел
Эпоха ромейских автократоров-мелехов.

А. — Сбивчивые вехи первого периода реальной истории Великой Ромеи. Ее властелины называются у греков еще автокраоторами (άυτοκράτωρ—самодержец), но не царями (Βασιλευ̃ς).
От
года:
До
года:
284Диоклетиан
Максимин
305
305Констанций I
Галерий
306
311
306
307
308
Константин I
Лициний
Максимин
337
324
313
337Константин II
Констанций II
Констанс
340
361
350
361Юлиан363
363Иовиан364
364Валептипиан I
Валент
375
378
367Грациан383
375Валентнниан (II)392
379Феодосии (I)395
В. — Первые хронологические вехи автономной латинской части.
Сбивчивые вехи.
395Гонорий423
423Опека Аэция и Плацидии444
444Валентиниан (III)455
455Максим455
455Авит456
457Майоран461
461Север (Рицимер)467
467Антемий472
472Олибрий472
472Глицерий
Непот
474
475
475Ромул Августул476
С. — Более достоверные вехи Византийского продолжения Великой Ромеи.
Эпоха пророчеств.
395Аркадий408
408Феодосий (II)450
450Пульхерия его сестра453
450Маркиан457
457Лев (I)474
474Лев (II)
Зенон
474
475
475Василиск477
477Зенон (по восстановлении его)491
491Анастасий518
Эпоха автократов-законодателей.
518Юстнн (|)527
527Юстиниан (I)565
565Юстин (II)578
578Тиверий (III)582
582Маврикий601
602Фока610

 

III отдел
Эпоха царей
(Βασιλευ̃οι).

Гераклий первый называется этим греческим титулом, хотя и армянин.
От
года:
До
года:
 Гераклий461
[622 — Обособление от агарянства622]
641Константин III
Гераклеон
641
641
641Констанс II668
668Константин V (Погонат)685
685Юстиниан II695
695Леонтий698
698Тиверий Апсимар705
705Юстиниан II (по восстановлении)711
Конец династии Гераклия.
711
713
716
Филиппик (Вардан)
Артемий-Анастасий II
Феодосий III
713
716
717
Сирииско-исаврийская династия.
Эпоха богоборства (идолоборства).
717Лев III Исаврянин741
741Константин V Копроним775
775Лев IV780
780Константин VI
Императрица Ирина
797
802
Конец Сирийско-исаврийской династии и первый отказ от иконоборства.
802Никифор811
811Ставракий811
811Михаил I Рангави813
813Лев V Армянин820
Начало Аморнйской (Фригийской династии)
820Михаил II Заика829
829Феофил842
842Императрица Феодора и Михаил III Пьяница867
Напало македонской династии
867Василий I Македонянин886
(Окончательное восстановление икон.)
886Лев VI ФилосоФ911
От
 911
 по
 959
Александр
Константин VII (Порфирородный — один с 945)
Роман I Лекапен
959 (Христофор, Стефан, Константин VIII).
912
959
945
 
959Роман II963
963Никифор Фока969
969Иоанн Цимисхий976
976Василий II
Константин IX
1025
1028
1028Роман III (Аргир)1034
1034Михаил IV Пафлагонянин1041
1041Михаил Калафат1042
От
1042
до
1056
Зоя
Константин X Мономах (муж Зои и еще два ее мужа)
Феодора (сестра Зои, одна с 1054)

1054
1056
1054 Отделение латинской (западной) церкви от восточной.
1056Михаил VI Стратиотик . . . 10 дней1056
Династия Комненов
1056Исаак I Комнен1059
1059Константин X (XI) Дука1064
1064Евдокия1068
1068Роман IV Диоген1071
1071Михаил VII Дука1078
1078Никифор III Ботаниат1081
1081Алексин I Комнен1118
1118Иоанн II (Кало-Иоанн) Комнен11143
1143Мануил Комнен1180
1180Алексий I Комнен1183
1183Андроник1185
1185Исаак II Ангел1195
1195Алексий III Ангел1203
Алексий IV1204
1204Алексий V Мудзуфул1261
Никейская псевдо-империя
1264Михаил VIII Палеолог1281
1281Андроник II Палеолог1332
1332Андроник III Палеолог1341
1341Иоанн V Палеолог1391
1341Иоанн VI Кантакузен1355
1391Манунл II Палеолог1425
1425Иоанн VII Палеолог1448
1448Константин XI (XII) Палеолог1453

1453 г. Взятие Царь-града турками и политический конец Великой Ромеи, если не считать этого момента за ее возвращение к первоначальному государственному языку и к бытовому состоянию в период иконобойства с единственной прибавкой легенды о «Достославном пророке (Магомете)», которая в сущности ничего не меняет.

 

IV отдел
Дополнение к хронологическим вехам Ромейской государственной истории. Родословные таблицы византийских династии для показания их не греческой национальности вплоть до XI века.

 

1) Славянская династия Констанция Хлора.

Констанций Хлор

Константин Великий
(от Елены  337)
Юлий Констанций
(от Феодоры)


Константин
340
Констанций
337—361
Констант
350
Елена
= Юлиан
 361—303
Галл
354
Юлиан
361—363
= Елена

 

2) Иверийско-еврейская династия Феодосия Великого.

Франк БаутоФеодосий I 379—395
|
Евдоксия
 
 = Аркадий
    395—408
Гонорий
395—423

Маркиан
450—457
=  Пульхерия
453
     Феодосий II
408—450
=Евдоксия
(Афиниада)

 

3) Албанско-исаврийская династия Льва I.

Лев I (457—474) = Верина

Зинон
474—491
=Ариадна=Анастасий
491—518

. . . . . . .
. . . . . . .
Лев II
474

 

4) Славянская династия Юстиниана Великого и Тиверия II.

Юстин I
518—527
Сестра Юстина

Дочь
|
Юстиниан В.
527—565
=Феодора
548
|
Юстин II
565—578
=София

Тиверий II
578—582
(усыновлен)
|
Константина=Маврикий
582—602

 

5) Армянская династия Гераклия.

Евдокия
612
 = Гераклий
610—641
 = Мартина

Константин II
641
Гераклеон
641
(Гераклова)
|
Константин III (Констант II)
641 — 668
|
Константин IV
 668 — 685
|
Юстиниан II Ринотмет
685—695 и 705—711

 

6) Исаврийская или Сирийская династия.

Лев III
717—741

Артавазд =  Анна       Константин V Копроним
741—775
|
Лев IV Хазар=Ирина

Константин VI
780—797

 

7) Арабско-еврейская династия 802—813 гг.

Никифор I (араб или еврей)
802—811

Михаил I Рангавé (грек)
811—813
=Прокопия      Ставракий
811

 

8) Аморийская или Фригийская династия.

Михаил II Косноязычный
820—829

Феофил
829—842
=Феодора

Михаил III Пьяница
842—867

 

9) Македонская династия.

Василии I
867—886

Лев VI
Философ
886—912
Александр
912—913


Роман I Лекапин 919 — 944
|
  Константин VII Багрянородный
913—959
=
 
ЕленаСтефан
944—945
Константин
944—945
|  

Никифор II
Фока
963—969
=ФеофаноРоман II
959 — 963
Θеодора=Иоанн Цимисхий
919—944
|

Оттон II
Герм.
=
|
ФеофаноВасилий II Болгаробойца
976—1025
Константин VIII
1025—1028
Анна=Владимир
Св. князь
Киевский
Оттон III

 

1) Роман III
Аргир
1028—1034
2) Михаил IV
Пафл.
1034—1041
 3) Константин IX
Мономах
 1012—1054
=ЗояФедора
1054—1056
(Зоя была замужем три раза).

 

10) Греческая династия Дуков.

Константин Х
1059—1067
=Макремволитисса=Роман IV Диоген
1067—1071
|
Михаил VII Парапинак =Мария = НикифорIII Ботаниат
1071 — 10781078—1081

 

Знаки равенств (=) в этих таблицах обозначают супружество соединенных ими лиц. Если они стоят по обе стороны данного лица, то это значит, что у него или у нее было две жены или .два мужа. Здесь возбуждает недоразумение прежде всего, почему в династии Констанция Хлора, т. е. Рыжего Стойкого, не нашлось для детей никаких других прозвищ кроме Стойких же, а также и у Константина Великого, так как прозвищи Констанций, Константин и Констанс — одно и то же имя в трех произношениях. В меньшей мере мы видим эту же тавтологию и в династии Юстиниана, т. е. законодателя. Моя догадка, что тут вместо одноименных Стойких братьев, и вместо трех последовательных «законодателей» было одно лицо, распавшееся в преданиях на три вариации, основана на том, что в Библейской книге «Цари» и в других первоисточниках вместо них указывается как раз одно лицо (вместо трех сыновей Константина — один Надав и вместо трех Юстинов один Манасия и т. д.).


назад начало вперёд


Hosted by uCoz