Н.А.Морозов / «Христос». 7 книга. / ЧАСТЬ III / Отдел II


ГЛАВА V
ЭЛЕМЕНТАРНОСТЬ ПЕРВОБЫТНОЙ ФАНТАЗИИ.
ПЛАНЕТЫ И ДОПОТОПНЫЕ ПАТРИАРХИ БИБЛИИ

 

Когда посмотришь на среднюю человеческую психику, так сказать, с высоты птичьего полета, то часто поражаешься ее шаблонностью и можешь даже предсказать безошибочно, что будет делать данный человек в данном случае.

Что, например, делал русский крестьянин недавнего времени, если приходил к кому-нибудь, но какой бы то ни было причине? Прежде всего он смотрел не на хозяев, а в правый угол комнаты, против двери, трижды крестился и кланялся на помещавшиеся там иконы, а потом уже обращался и к присутствующим с поклоном и со словами:

— Здравствуйте.

Он называл всех по имени и отчеству, а если не знал, то говорил:

«Не знаю вашего имени и отчества».

Он спрашивал затем о здоровий и о том, как идет хозяйство (отложив начало разговора о деле, за которым пришел, по возможности, подальше). Затем уже переходил он и к действительной причине своего прихода...

Если же в переднем углу он не находил иконы, то, сделав приподнятой для креста рукой несколько неловких движений, он повертывался к хозяину с поклоном, и тут же, сойдя с привычных ему рельсов, должен был употребить над собой значительное усилие, чтобы привести в порядок разбежавшиеся куда-то от такой неожиданности мысли.

Профессиональные фокусники так хорошо знают элементарность обычной человеческой психики, что безошибочно отвлекают внимание всей публики в том направлении, в котором им желательно для того, чтобы подменить перед их глазами, занятыми на момент другими впечатлениями, один предмет другим, а затем опять, обратив снова их внимание в данном направлении, поразить их кажущимся превращением «перед их глазами» прежнего предмета совсем в другой.

Древняя психика настолько элементарнее нашей, что определив какое-нибудь случайное отношение ее к какому-либо предмету, мы можем быть уверены, что с этой же самой точки зрения она склонна была рассматривать и всякий другой аналогичный предмет.

Мы уже видели, как она построила схему 22 богопросвещенных царей, по числу букв еврейской азбуки и по седьмицам недели, так что всех богоборческих царей до Осии, сына Илы, т. е. Иисуса сына Божия, вышло три седьмицы, и мы видели, как первые из них возникли из 12 созвездий зодиака (табл. XXII, на стр. 339); поэтому и везде, где мы видим что-нибудь аналогичное, мы, прежде всего, должны попробовать, не отпирается ли тем же самым ключом и новый замок.

Вот, например, в пятой главе Книги Бытия приведена родословная «допотопных патриархов» от Адама-Глины до Ноя-Пристанища-Кочевников и число их, с Ноем включительно, насчитано десять (табл. XXIV, вторая колонка (XXV ?)). Почему десять? Ясно! По числу цифр десятичной системы счисления. Здесь, как мы видим, замешалась числовая средневековая каббалистика. Но нет ли тут и астрологии? Конечно, есть. Вот, кроме этой родословной, сохранилась в предыдущей, четвертой главе, и другая, астрологическая родословная, где число последовательных патриархов, вплоть до распадения человечества на несколько родов, до введения на сцену потопа, только семь по числу планет, и значения их имен соответствуют астрологическим представлениям. Они представлены в левой группе таблицы XXV, (стр. 774) к разбору которой мы и обратимся сначала.

Адам, имя которого значит и человек и глина, соответствует Луне. Так же, как Луна, он вырастает, стареется и умирает. Ему посвящен первый день недели (русского счета) и Lunedi — лунный день итальянцев.

Следующий за Адамом Каин, имя которого значит и Труд, и Копье, явно соответствует воинственной планете Марсу. Характеристики обоих те же самые. Оба пришли в свои легенды окровавленные. Этому праотцу посвящен Martedi — Марсов день — итальянцев.

Следующий за Каином — Енох, имя которого значит Краса и Прелесть, явно означает планету Люцифера, т. е. Светоносца, как в древности называлась теперешняя Венера. И этот «Красавец» характеризуется в книге «Бытие» как бессмертный отец всех наук, взятый живым на небо. Ему посвящена среда — Wernesdei — Венерин день фрисландцев, что перешло во все языки англо-саксонского и германского корней, а в языках латинского корня этот день посвящен Меркурию — Mercoledi итальянцев, и т. д.

Следующий за Енохом — Иаред, имя которого значит Стреловержец, соответствует планете Юпитеру-Громовержцу, и ему посвящен четверг — Giovedi (Юпитеров день) итальянцев.

Следующий за ним Мегуя-Ил — Глашатай Бога, — это посланник богов, планета Меркурий, и ему посвящена пятница — Friday — Фреев (т. е. Меркуриев) день в языках англосаксонских. А у итальянцев это — Венерин день — Venerdi.

Следующий за ним — Мафусал, он же Мафусаил, имя которого означает Смертоносный, явно представляет астрологическую планету смерти Сатурна, с его беспощадной косой, тем более, что он назван и самым долговечным среди всех остальных, в соответствии с тем, что обход им небесного свода самый продолжительный, и он соответствует субботе, Сатурнову дню — Saturday англичан и т. д.

Следующий за Сатурном — Ламех, имя которого значит Пораженный или Поражаемый, соответствует подвергающемуся затмениям Солнцу — Дионису классиков, и ему соответствует воскресенье, день господень — Dominica итальянцев, Sonntag немце и и т. д.

 

ТАБЛИЦА XXV.
Планеты, дни недели и родословия библейских допотопных патриархов.
(Рядом с еврейскими именами приведены их значения.)

Первичная родословная
(«Бытие», гл. IV)
 Вторичная Родословная
(«Бытие», гл. V)
 

Адам (АДМЕ — земля планета)

 

Сит (ШТ — Седалище — континент)

1. — Адам (АДМ — человек)
Луна — понедельник

Енос (АНУШ—человек)
Луна — понедельник

2. — Каин (КИН — копье, труд)
Марс — вторник

Каинан (КИНН — копьеносец)
Марс — вторник

3. — Енох (от ХНЕ — краса)
Венера — среда

Малелеил (МЕЛЛ-АЛ — славящий бога)
Меркурий — среда

4. — Иаред (ИРД—мечущий стрелы)
Юпитер — четверг

Иаред (ИРД—мечущий стрелы)
Юпитер — четверг

5. — Мегуаил (М-ХУЙ-АЛ — провозглашающий бога)
Меркурий — пятница

Енох (от ХНЕ — краса)
Венера — пятница

6. — Мафусаил (МУТЕ-ШЛХ— смертоносный)
Сатурн — суббота

Мафусаил (МУТЕ-ШЛХ — смертоносный)
Сатурн — суббота

7. — Ламех (Л-МК — пораженный)
Дионис-Солнце — воскресение

Ламех (Л-МК — пораженный)
Дионис-Солнце — воскресение

 

 Ной (НХ — успокоение)


В первой колонке только семь допотопных патриархов, а во второй число их доведено до десяти.
В первой колонке у Ламеха было три сына: Поток (ИБЛ) — отец кочевников, Ручей (ЙУБЛ) — отец музыкантов и Вулкан (Т-ВЛКИН) — отец кузнецов. А во второй колонке у Ноя было три сына Сим — Семит-азиат, Хам — африканец-мавр и Яфет — европеец.
В первой колонке: среде (Woens-dag голландцев) соответствует планета Венера (Venus), как в языках англо-саксонского и германского семейства. А во второй колонке: среде (Mercredi французов) соответствует Меркурий, как в языках латинского корня.
В первой колонке: пятнице (Friday англичан) соответствует Фрей-Меркурий, как в языках англо-саксонского и германского семейств. А во второй колонке: нятнице (Venerdi итальянцев) соответствует Венера.
Остальные дни одинаковы во всех западно-европейских языках.

Этим седьмым патриархом и заканчивается генеалогия человеческого Рода. У праотца Ламеха-Солнца две жены: одна Движенье (Ода) и другая его Тень (Цилла). От «Движенья» у него родился сын Поток (Ивл) — отец всех кочующих, и журчащий ручей (Иувл), — отец всех музыкантов.

От «Тени» у него родился Вулкан, отец всех обрабатывающих металлы, и дочь Прелесть (Неме), вероятно прародительница тоже чего-нибудь прекрасного, хотя об этом в Библии ничего не сказано.

Мы видим, что по этой генеалогии Солнце привело к разделению человечества по профессиям, подобно тому, как вторая генеалогия, через трех сыновей Ноя и через потоп, вместо потока и ручья, приведет, как мы скоро увидим, к географическому разделению рас. Но раньше, чем мы перейден к следующей генеалогии, отметим сначала одно поразительное обстоятельство.

Мы знаем из библейской легенды, что Каин-Марс убил своего брата Авеля, имя которого значит Отдых, а также Вдохновение и Воздух, потому что оба эти понятия еще не отделялись тогда от человеческого дыханья. Но где же этот Авель среди планет, если тут проводится астральная аллегория? Тут мы наталкиваемся на такое неожиданное совпадение, которое для человека, склонного допускать существование в древности глубокой, но погибшей науки, может показаться превосходным подтверждением. Припомните только, что сейчас же за планетой Марсом летают многочисленные осколки взорвавшейся, как думают некоторые, планеты Астеры, называемые астероидами.

Правда, что относительно происхождения астероидов существует и другая гипотеза, предполагающая, что Астера (да позволят мне мои коллеги по астрономии называть так эту несуществующую теперь планету) никогда не существовала, что туманное кольцо, из которого она должна была возникнуть, рассыпалось благодаря пертурбационным влияниям находящегося за ним Юпитера на ряд мелких планеток, не успевших образовать одну крупную, как это вышло с остальными кольцами еще образовывавшегося тогда солнца. Однако, вопрос о сгущении в одно сферическое целое туманных колец, где каждая частица носится, как отдельная планетка, не поддается аналитической разработке с точки зрения небесной механики, имеющей дело только с силой тяготения. Без допущения возникновения новых сил в момент образования из такого кольца вращающихся планет тут обойтись невозможно, а потому и близость Юпитера не могла бы оказать тут существенного влияния.

Кроме того, спокойному образованию астероидов из первоначального кольца противоречат и сильные отклонения путей у некоторых из них от плоскости вращения первичного кольца, отклонявшегося лишь на очень малое число градусов от эклиптики.

А между тем, наклонения к ней достигают у Паллады 35°, у Истрии 27°, у Евфрозины и Анны 26° и т. д., да и эксцентриситеты орбит исключительно велики. Все это указывает на большую вероятность правильности предположения Ольберса, что дело здесь не обошлось без взрыва. Недавно я сделал по этому поводу следующий расчет. Средняя скорость орбитного полета астероидов близка к 18 километрам в секунду. Для того, чтобы дать отклонение хотя одному из них на 30° от первоначальной плоскости, нужна была громадная сила, способная дать боковую скорость 9 километров в секунду, да, кроме того, эта скорость должна быть еще удвоена, потому что и точки опоры силы должны отклоняться в обратную сторону. Значит, скорость расхождения противоположно отброшенных кусков доходила бы тут до 18 километров в секунду. А это такая огромная быстрота, которая во много раз превосходит начальную скорость не только пушечных снарядов у самых дальнебойных орудий, но, повидимому, даже и скорости камней при их вылете из жерл земных вулканов.

Такие громадные боковые движения огромных глыб, вроде той же Паллады, не могли никоим образом возникнуть из первоначального туманного кольца, внутри которого не могло быть даже точки опоры для возбуждения сильных боковых влияний. Катастрофа эта могла возникнуть только внутри твердой и вполне сложившейся планеты и должна была напоминать собою катастрофы с «временными звездами», наблюдаемые время от времени то тут, то там в окружающем нас звездно-планетном мире. При этом осколки, отброшенные вперед, должны были образовать группы астероидов с малыми отклонениями плоскости, но с большими эксцентриситетами и со сравнительно большими средними расстояниями от солнца, а осколки, отброшенные назад, должны были образовать группы планет со сравнительно меньшим средним расстоянием.

Орбиты всех должны были первоначально сходиться в месте взрыва, но не одновременно, благодаря получившимся ризницам во временах обращения, а затем этот общий узел должен был постепенно рассеяться, вследствие пертурбационных влияний Юпитера и самих мелких планеток друг на друга при сближениях в этом месте. И узлы, и перигелии, и афелии должны были удалиться от первоначального места, а потому найти его теперь можно лишь при очень сложном математическом анализе, когда все детали современных движений астероидов будут достаточно изучены.1


1 Несравненно проще узнать расстояние от солнца взорвавшейся планеты. Афелии малых орбит должны были первоначально находиться на том же расстоянии от солнца, как и перигелии больших орбит.

Я извиняюсь перед читателем не-астрономом за это невольное отступление в область открытых астрономических вопросов. Но астрономия — моя главная точка опоры в этой книге, и потому мне нельзя ее игнорировать, даже и разбирая чисто легендарный вопрос об убийстве Каином Авеля. Раз первообраз Каина — Марс, то первообраз убитого им Авеля должна быть взорвавшаяся Астера, хотя, конечно, не Марс ее взорвал. Но как же это событие, случившееся задолго до возникновения астрономии на земле, могло попасть в миф? Неужели и о нем сохранилось доисторическое воспоминание? Конечно, — нет.

Я объясняю дело гораздо проще. Во временах обращения планет и в их расстояниях от солнца существует известная гармония, благодаря которой астрономическим умам давно приходилось искать невидимую планету между Марсом и Юпитером. Так, в конце XVIII века Тициус и Боде (ок. 1770г.), взяв ряд 0, 3, 6, 12, 24, 48, 96, где каждый последующий член, кроме первого, является удвоением предшествовавшего, и прибавив к ним 4, нашли, что полученные цифры близко совпадают со средними расстояниями планет от солнца, если дать для Земли расстояние равное 10 единицам (табл. XXVI).

ТАБЛИЦА XXVI.
Закон Тициуса-Боде.

ПланетыРасстояние их от Солнца
по Тициусу  и БодеДействительное
Меркурий (0 + 4) . . .43,8
Венера (3 + 4) . . . . . .77,2
Земля (6 + 4) . . . . . . .1010,0
Марс (12 + 4) . . . . . .1615,2
(Астероиды 24 + 4) .28(от 15 до 50)
Юпитер (48 + 4) . . . .5252,0
Сатурн (96 + 4) . . . . .10095,4
Уран (192 + 4)  . . . . .196191,8
(Нептун 384 + 4) . . .388(300,6)
Плутон . . . . . . . . . . 296,5—492,8
(среднее 394)

Тут сразу обнаружилось отсутствие планеты, расстояние которой равнялось бы 28 единицам. Астрономы начали усиленно ее искать, но, вдруг, нашли взамен ее несколько сотен мелких планеток, летающих как осколки во все стороны, около ее орбиты.

Точно также и продолжение этой числовой схемы дало Адамсу и Леверрье возможность вычислить приблизительную орбиту неизвестного еще тогда Нептуна по его влиянию на движение Урана. А затем нашли и десятую планету — Плутона...

Конечно, древние наблюдатели не знали расстояния планет от солнца и даже считали землю центром их движения, но зато они знали приблизительные времена их пути по зодиакальному поясу, считая их в целых числах. Руководясь тем же ходом мысли, как Тициус и Боде, — потому что, повторяю, этот ход много однообразнее, чем он нам кажется из самонаблюдения, — они и могли придти, на основании очень высокоценимого ими закона гармониии чисел 1, 2, 5, 12, 30, к построению следующей таблицы (табл. XXVII).

ТАБЛИЦА XXVII.
Время видимого с земли обхода неба семью древними планетами.

Солнце(Адам) }  
Меркурий(Мегуаил). . . .1год
Венера(Энох)  
Марс(Каин). . . . . .2года
?(Авель). . . . . 5лет
Юпитер(Яред). . . . 12лет
Сатурн(Мафусаил). . . . 30лет

По этой таблице сразу обнаружилась бы и для средневековых астрологов-каббалистов необходимость существования за Марсом-Каином еще другой планеты Авеля-Астеры, относительно отсутствия которого в этом числовом ряду бог-Громовержец имел полное право спросить Марса:

— «Каин, где брат твой Авель»?

Каин, по словам библейской легенды, будто бы ответил ему:

— «Не знаю: Разве я сторож брату моему»?

И это был единственный ответ, возможный для старинного астролога.

Чтоб показать характер вторичной генеалогии, приведенной во второй колонке таблицы XXV, я привожу здесь названия дней недели на разных языках (табл. XXVIII).2


2 Заимствую у Фламмариона, поправив некоторые неточности, вкравшиеся в то издание его «Истории Неба», которым я пользовался.

Мы видим, что в большинстве европейских номенклатур семь дней недели приведены в связь с семью древними планетами, взятыми в той последовательности, какая дана на таблице XXVIII.

Я обращаю здесь особое внимание читателя на то, что при переходе номенклатуры дней недели с языков латинского корня на языки англосаксонского и германского корней Меркурий и Венера поменялись местами. На латинских языках (табл. XXVIII, отдел II) среда названа днем Меркурия, а пятница днем Венеры, а на англо-саксонских и германских — наоборот (табл. XXVIII, отдел II).

На древне-греческом, латинском и еврейском языках дни недели считаются по номерам: первый, второй и т. д., но только перегоняют русский счет на один день, считая субботу седьмым днем, тогда как у нас она приходится после пятницы, т. е. оказывается на шестом месте. А в современном греческом языке получается очень странная с точки зрения обычных историков вещь.

Казалось бы, в «языческой классической Греции» должна была существовать языческая номенклатура с Меркурием, Венерой и т. д., а мы видим там был нумерационный счет, как у евреев. А в современной нам христианской Греции мы находим, наоборот, языческий счет: день Луны, день Марса, день Меркурия, день Юпитера, день Подготовления, день Сатурна и, наконец, день Властелина (приходящийся на наше Воскресенье). Это — та же номенклатура, как и у современных испанцев, французов и итальянцев.

Но вот — и еще больший курьез с обычной точки зрения. Оказывается, что эта же самая поздняя и в то же время языческая номенклатура современных греков и испанцев проникла — куда бы вы думали? — в Индию!

ТАБЛИЦА XXVIII.
Названия дней недели на разных языках.

Отдел I.
Названия латинского корня.
По-русскиПо-французскиПо-итальянскиПо-испанскиЗначение

Воскресенье

Dimanche

Domenica

Dominge

День Властелина

Понедельник

Lundi

Lunedi

Luneo

День Луны

Вторник

Mardi

Martedi

Martes

День Марса

Среда

Mercredi

Mercoledi

Miércoles

День Меркурия

Четверг

Ieudi

Iiovedi

Iueves

День Зевса (Юпитера)

Пятница

Vendredi

Venerdi

Viernes

День Венеры

Суббота

Samedi

Sabba'o

Sabado

Суббота

Мы видим, что здесь выпали только дни Солнца и Сатурна, за­менившись христианским днем «Властелина» и еврейской «Субботой».
Отдел II
Названия дней англо-саксонского корня.
По-русскиПо англо­саксонскиПо древне-фрисландскиНа древнем северном яз.Значение

Воскресенье

Sonnan-däg

Sonna-dei

Sunnu-dagr

День Солнца

Понедельник

Monan-däg

Mona-dei

Mâna-dagr

День Луны

Вторник

Tives-däg

Tis-dei

Tyrs-dagr

День Марса иди Тиса

Среда

Vôdenes-däg

Wernes-dei

Odins-dagr

День Венеры или бога Одина

Четверг

Thunores-däg

Thunres-dei

Thors-dagr

День Юпитера или Тора- Громовержца

Пятница

Frige-däg

Frögen-dei

Fria-dagr

День Меркурия или Фрея4

Суббота

Soeternes-däg

Sater-dei

Langar-dagr3

День Сатурна или день бани

Отдел III.
Название дней германского корня
По-русски По-немецки По-английски По-голландски Значение

Воскресенье

Sonntag

Sunday

Zondag

День Солнца

Понедельник

Montag

Monday

Maandag

День Луны

Вторник

Dienstag

Tuesday

Dingsdag

Бога Тиса

Среда

Mitwoch

Wednesday

Woensdag

День Венеры

Четверг

Donnerstag

Thursday

Donnersdag

Тора-Громовержца

Пятница

Freitag

Friday

Wrijdag

Фрей- Меркурия

Суббота

Sonnabend

Saturday

Zaturdag

День Сатурна


3 Langar-dagr значит — день бани.
4 Фрей или Фрейн — скандинавский бог, брат Фреи, соответствующий планете Меркурию. Он разъезжает на вепре с золотою щетиною(на утренней и вечерней заре), как Меркурий, повелевает облаками, ненастьем и ясностью и плодородием земли. Сестра его г, богиня Любви и Весны (Венера разъезжающая на колеснице, запряженной кошками).

Из сопоставления на таблице XXIX мы видим, что и в Европе, и в Индии — та же последовательность планет, но что при длинном прежнем пути из Европы в Индию в планетарной символистике был сделан сдвиг. Европейское воскресенье превратилось в пятницу (день Венеры), т. е. были просчитаны два дня пути.

Но нам важен не этот просчет, а то, что такая номенклатура никак не могла проникнуть в Индию в незапамятные времена, а только с новейшими греческими миссионерами или даже скорее с португальскими и испанскими мореплавателями после открытия Васко де Гама морского пути в Индию в 1498 году. А, ведь, номенклатура дней недели не какая-нибудь случайная выдумка: она пронизывает всю деятельность страны, это — канва, на которой вышивается вся общественная и религиозная жизнь населения.

И вот, мы видим, что эта канва пришла в Индию из Португалии или даже из Испании и притом только в XVI веке нашей эры, а никак не существовала там с XVI века до начала нашей эры! Об этом обстоятельстве мне еще придется говорить в VIII томе, .где будет обоснована новая хронология индусской культуры, а теперь я возвращусь к предмету настоящей главы.

ТАБЛИЦА XXIX.
Сравнение западно-европейской номенклатуры дней недели с индусской.

Значение дней по западно-европейскойЗначение дней по-индусски

Воскресенье

День Солнца

Souera-varum

День Венеры

Понедельник

День Луны

Sani-varum

День Сатурна

Вторник

День Марса

Addita-varum

День Солнца

Среда

День Меркурия

Sonia-varun

День Луны

Четверг

День Зевса

Mangala-varum

День Марса

Пятница

День Венеры

Bouta-varum

День Меркурия

Суббота

День Сатурна

Brahaspati-varum

День Зевса

Скалигер в своей книге «De emendatione temporum», появившейся в 1583 году, объясняет латинскую последовательность магическим семиугольником, в котором взята Птоломеева последовательность планетных орбит: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн.

Напишем, — говорит Скалигер, — все эти планеты на семи равноотстоящих точках окружности и, начав от Луны, будем их соединять через две точки в третью. Получим семиугольную звезду и путь от луны ко всем планетам укажет последовательность дней недели в их латинской номенклатуре (рис. 149, стр. 782).


Рис. 149. Скалигерова звезда.

К этому же чередованию приводит и посвящение каждого часа суток особой планете, обратно их птолемеевской последовательности. Пусть, например, 1-й час субботы посвящен ее богу Сатурну. Тогда ему же будет посвящен и 8-й час, и 15-й, и 22-й. Отсюда, взяв обратно Птолемееву последовательность, мы увидим, что 23-й час субботы будет посвящен Юпитеру, 24-й Марсу, а первый час воскресенья, как и следует, Солнцу.

Эти прямые и обратные чередования и сопоставления друг с другом совершенно различных систем предметов, не имеющих в себе ничего общего, представляют яркий образчик умершей теперь естественной смертью древней науки каббалы, легшей в основу всей библейской хронологии и образующей ту канву, на которой вытканы библейские узоры.

Прибавлю еще маленькое косвенное замечание.

Латинский поэт Тибулл, в одной из своих элегий5 называет субботу несчастным днем для всяких начинаний, и этим обстоятельством, а не воспоминанием о седьмом дне творения, может быть, объясняется и первоначальное происхождение субботнего отдыха у евреев. Да и вообще «седьмица творения» в книге «Бытия» построена на каббалистических, а не на астральных соображениях. В основе ее лежит чисто лингвистическое совпадение; по-еврейски «начало (Брашит)» распадается на БРА и ШИТ, что значит: «быть сотворену шестью». Это, вероятно, и послужило канвой для легенды о шести днях творения, а детали сотканы на аналогичных каббалистических соображениях. Упоминание Тибулла о субботе, как дне Сатурна, показывает нам также, что приписывать его элегии, как делают теперь, самому началу нашей эры, — невозможно.


5 Элегия III, книга I. Переведена Фетом на русский язык.

Тот порядок планет, в каком они расположены в указанной нами номенклатуре латинского корня, мог выработаться лишь после окончания IV века нашей эры. Значит, и сам Тибулл жил не ранее конца средних веков, т. е. в ту эпоху, когда уже развивалась легенда о Христе и начали отдыхать в воскресный день.


назад начало вперёд


Hosted by uCoz