Н.А.Морозов / «Христос». (9) «Азиатские Христы.» / Часть II


Глава VIII
СОФИСТИКА ИНДУССКИХ БУДИСТОВ И ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ ИСЛАМИСТОВ И ХРИСТИАН.

 

Мы не знаем у индусов ни Сократа, ни Платона и никаких знаменитых виртуозов риторики и диалектики, и однако же почти все головоломные споры европейских схоластов имеются в их литературе, история этой софистики, как ее нам изображают индиологи - в сущности та же, как и греческой софистики.

Как житие святых — произведение не позднее XVII века — полны аскетическими подвигами святых, так и современные буддийские сказания.

«За людьми, — говорит Ольденберг (стр.43), — открывшими в Греции, своими великими и простыми идеями, пути мышления, как например, за Элеатами и мрачным Ефесцем, последовали Горгий, Протагор и целая толпа ловких виртуозов риторики и диалектики. Совершенно таким же обрезом и в Индии за серьезными мыслителями классической метафизики браманского времени последовало младшее поколение диалектиков — искусников спорить — с преобладающими материалистическими или скептическими склонностями. Они ставят вопросы о вечности или преходящести мира и "моего я" и о примирении этих контрастов; о конечности или бесконечности мира, или об отрицании той и другой. Есть следы и логического скептицизма, и два учения, лозунги которых заключайся в выражениях: "все кается мне истинным" и "все кажется мне не истинным", и даже ставится вопрос диалектику, считающему все за неистинное: признает ли он неистинной и свою собственную теорию? Там есть и о существовании другого мира, и о загробной жизни, и о свободе человеческой воли, и о существовании нравственного воздаяния. Макали Гозали приписывается даже и отрицание свободной воли: “все дышащее, все видящее, все живое — говорит он — бессильно, безвольно; все приводится к своей цели судьбой, природой”. Каждое существо переживает определенный ряд возрождение, в конце которого, как для дурака, так и для мудреца, “наступает конец страдания". В некоторых книгах отрицается также существование и абсолютной нравственности. Так книга Пурана Кессапа учит: "когда переходят не южный берег Ганга, когда убивают и заставляют убивать, когда разрушают и заставляют разрушать, жгут и заставляют жечь, - то этим не совершают греха: за этот грех не существует наказания. Когда переходят на северный берег Ганга, когда раздают дары, когда приносят и заставляют приносить жертвы, то этим не делают доброго дела; за эти добрые цела не существует награды. Другое изложение подобных же учений гласит: "Мудрец и дурак одинаково попадают под власть разрушения и ничтожества, они одинаково не существуют после смерти».

Но все ведь это только эхо тех учений, которые в наших курсах или историях философии приводятся от имени псевдо-древних учителей, самые имена которых проникни в Индию уже не как личные, а как нарицательные.

Кто же откуда заимствовал? Европейские ученые от индусов или наоборот? И тысячи признаков говорят нам, что наоборот. Но в этом последнем случае большинству произведений индусской философской литературы, которую выдают нам чуть не за древнейшую на земле, не может быть более двух или трех сотен лет.


назад начало вперёд


Hosted by uCoz