Н.А.Морозов / «Пророки» / Приложение (Египет)


ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Рис. 146. Редкое средневековое изображение кометы в книге Бахараха (Bacharach: Astronomia). 1545 г. Книгохранилище Пулковской обсерватории.

 

ЕГИПЕТСКОЕ НЕБО
О времени египетских иероглифических надписей.

Рис. 147. Изображение неба по представлению древних египтян найденное на потолке гробницы Рамзеса VI в Бибан-эль-Молуке. Согнувшаяся женщина, окружающая все, это богиня Млечного пути—Изида-Нут. В левом углу рисунка кружок—Солнце и его символ египетский жук. На правой стороне изображен ход небесных светил. Между руками богини созвездие человека (змиедержец). Из книги: Henri Brugsh: Recu il de Monuments Egyptiens bessiues sur lieux (Генри Бругш: Собрание египетских памятников древности, срисованных на местах), изд. 1762 г. Из библиотеки Петербургского Историко-филологического института.

 

Когда семь лет тому назад я выпустил свое толкование на Апокалипсис,1 на меня напали не только теологи и историки, но даже некоторые и из астрономов, говоря, что хотя мои астрономические вычисления и верны, но надо еще доказать, справедливо ли мое «толкование» апокалиптических коней, как планет.


1Откровение в Грозе и Буре“.

Вот почему в этой книге я нарочно привел несколько десятков рисунков из самых редких исторических книг, показывающих, что «кони-планеты» вовсе не мое толкование, а действительное воспроизведение древности представлявшей их и конями, и колесницами с упряжками коней и всевозможных других существ.

Надеюсь, что теперь вышеприведенное возражение окончательно рушилось, хотя и в то время оно было неосновательно. Ведь в самом моем «Откровении в Грозе и Буре» я привел изображения древних монет, где планеты именно и представлены в виде отдельных скачущих лошадей. Все, что приделало к ним после- апокалиптическое время, это — колесницы и всадников, которых везли сначала кони, а затем, путем дальнейшей эволюции, вместо коней в них стали впрягать и других животных и птиц, а для колесницы Луны даже—девушек.

Отсюда вы видите сами, что у меня нет никакого толкования, а простое изображение былых представлений.

Но—возражали мне другие — если даже древние и представляли так планеты, то какое право имею я утверждать, что это не простая фантазия авторов, а описание действительности? На этот вопрос отвечал и я сам, и в еще более решительной форме ставшие на мою сторону астрономы, говоря, что если б указанное автором Апокалипсиса расположение планет было сделано наудачу, то, по теории вероятностей, я никогда не нашел бы в первые века христианства такого года, в который это расположение в точности осуществлялось бы.

Здесь в «Пророках» я показываю в пополнение предшествовавшего, что такой метод датирования книг, по положению планет во время их составления, был вообще употребителен в начале средних веков, когда для всякого важного события, для всякого важного новорожденного делали такую «небесную» запись, или, как выражались тогда, составляли гороскоп. То, что мы видим в 6 главе Апокалипсиса и в первых главах пророчеств «Иезекиил» и «Захария», и есть их гороскоп по планетам, а то, что мы видим в пророчествах «Иеремия» и «Даниил», есть запись их времени по кометам, явившимся в то время.

Чтоб читатель мог окончательно убедиться в этом, а также и в том, что я верно понял остальную символистику библейских пророческих книг, я привожу здесь копию рисунка, найденного известным египтологом Бругшем (H. Brugsh) в 1857 г. на одной из исследованных им египетских фивских гробниц.

Рис. 148. Египетская гробница из сикоморового дерева, наденная Бругшем в Фивах в 1857 г. (коллекция Монье). Внутри ее заключается гороскоп, описанный далее и показывающий, что она принадлежит 93 году нашей эры. Из книги Бругша  (Brugsch: Recueil de Monuments égyptiens dessinés sur lieux). 1862 г. Библиотека Петербургскаго Историко-филологического института.


Рис. 149. Сравнение египетских иероглифических букв (левый столбец) с еврейско-халдейскими (средина) и соответствующими русскими буквами (правый столбец).
 

Рис. 150. Мистическое изображение внутри сикоморовой гробницы, изображенной на предыдущем рисунке (рис. 148). Посредине богиня Нут, символ Галактеи (богиня Млечного пути на северной гемисфере неба) мать богов планет протягивает руки с чашами воды двум молящимся ей фигурам. Над ее головой крылатое Солнце и его символ египетский жук. Внизу по сторонам две мумии, символа мира умерших. (Оттуда же, табл. 34)

 

Сама она (рис. 148) имеет обычный вид гробниц знатных египтян того времени, и мумия в ней не представляет ничего особеннаго.2. Это гробница какого-то Озириена.


2 Henri Brugsch: Recueil de monuments egyptiens, dessinés sur lieux. 1862. Этот интересный документ указан мне Н. В. Румянцевым.

На передней части ее находится рисунок (рис. 150), представляющий богиню Нут (Галоктею), поддерживаемую двумя мужскими фигурами. Ей поклоняются с боков две другие фигуры, которым она протягивает свои руки с чашами воды. Священный жук и крылатое Солнце парят над нею. Кроме того, здесь изображены две мумии и все окружено змеей, символом вечности.

Но самое интересное нарисовано на внутренней поверхности гробничной крышки, символизировавшей небо. Вдоль средины протянута женская фигура (рис. 151), изображающая ту же богиню Нут (т. е. нынешний Млечный путь). Ее две протянутые над головой руки изображают два разветвления Млечного пути под созвездием Лебедя. В профиль эта же самая богиня изображена на другом фивском рисунке того же времени (рис. 147), и мы видим, как там она изогнута наподобие небесного свода.

Рис. 151. Главное изображение на внутренней стороне крыши той же гробницы. Посредине стоит, подняв кверху руки, богиня Млечного пути (Галектея). По сторонам ее нарисованы двенадцать фигур Зодиака, при чем на созвездии Весов, изображено Солнце в виде кружка. Над ним на голове Девы — двурогая Луна. Около Девы же над рукой фигуры изображено демотическим письмом — Марс. Выше его над головой Льва помечены Юпитер и Сатурн. Между Весами и Скорпионом помечен Меркурий, между Скорпионом и Стрельцом — Венера (оттуда же, табл. 17).

 

Рассматривая внимательно наш главный рисунок (151), мы видим на нем по обеим сторонам Нут и в особенности на углах иероглифические надписи, которые желающие могут попытаться сами прочесть по приложенной иероглифической азбуке (рис. 149), а мы обратим особенное внимание лишь на фигуры. На правой стороне мы видим на самом краю, двенадцать часов ночи, символизированных в виде двенадцати человек со звездочками на головах, славящих своего Творца перед престолами ночи. На левой стороне, симметрично только что описанным, священнодействуют двенадцать часов дня в виде людей с Солнцем на голове.

Вы сами понимаете, что это не что иное, как двадцать четыре старейшины Апокалипсиса.

По четырем углам рисунка изображены четыре животные, похожая на апокалиптические, но все с головами Овна с одной у верхних фигур, а с четырьмя у нижних. Туловище у первой орлиное, у двух других—львиное и у четвертой—туловище священного египетского жука. У  всех по четыре крыла, как в Иезекииле, но, повидимому, без астрономического смысла (не в виде крыло-видных полос неба между его меридианами). Вокруг Богини Млечного пути, по всему полю, изображены звезды, нарисованный, как попало, а среди них представлены двенадцать фигур зодиакального пояса неба. На правой стороне, вверху, под самой рукой богини, мы видим созвездие Козерога с черной головой и туловищем рыбы, под ним находятся: Водолей, Рыбы, Овен, Телец (почему-то весь черный) и Близнецы. Налево от богини, под другой ее рукой, мы видим: Рака, Льва (с Гидрой под его ногами), Деву, Весы, Скорпиона и Стрельца.

Среди этих правых созвездий, на Весах , поставлен кружок—Солнце, в знак того, что в день кончины мумии Солнце находилось в этом созвездии, что соответствует сентябрю или октябрю, в зависимости от того, в каком столетии было дело.

На голове созвездия Девы изображен серп Луны, каким Луна и должна быть в Деве, когда Солнце находится в Весах.

У головы Льва мы видим надпись, сделанную демотическим письмом: гор-пе-сета (Юпитер) и гор-пе-ка (Сатурн). Около Девы стоит такая же демотическая надпись: гор-Тезер, т. е. Марс. Между Весами и Скорпионом написано Себек (Меркурий), а между Скорпионом и Стрельцом Пе-петер-тау (Светило утра, Венера).

Мы видим, что здесь употреблен тот же самый астрологический способ обозначения времени, каким пользовались и автор Апокалипсиса и авторы пророчеств, а потому и мы можем употребить тот же самый метод для определения времени этой гробницы.

Вот результаты, которые я получил, вычислив прежде всего, когда Сатурн и Юпитер сходились во Льве в осеннее время года (табл. I), взяв только нашу эру, во-первых, потому, что символистика здесь явно та же, что в Апокалипсисе и, во-вторых, потому, что сам Бругш признает за этой гробницей время римского завоевания Египта.

Таблица I.
В какие годы нашей эры Юпитер и Сатурн были в промежутке между
Раком и Львом и около головы Льва.


Таблица II.

Эта таблица имеет ту особенность, что смерть мумии или год и день ее рождения (если это ее гороскоп при жизни, а не запись при смерти) могли произойти лишь в такое время, когда Юпитер и Сатурн для своего пребывания около головы Льва дают одинаковые годы.

Таких случаев во всей таблице мы видим только четыре, именно: в 93, 651, 710 и в 769 году нашей эры. Эти годы и являются единственно возможными.

Чтобы сделать между ними выбор, я вычислил для каждого из них геоцентрическое положение Марса, как это показано на таблице II, с приближенностью до нескольких градусов по долготе, потому что вычислять точнее, при широких промежутках, даваемых рисунком, значило бы громить тяжелой артиллерией широко растворенные ворота.

Так как созвездие Девы, в котором на гробнице показан Марс, простирается между 175° и 215° по долготе, то из всех цифр последней колонки в этой таблице нам подходят только 196° и 181°, находящаяся как раз между данными пределами.

Они соответствуют 93 и 710 годам нашей эры, которые теперь и являются единственно интересными для нас.

Положение Луны, показанной на рисунке тоже в Деве, дало мне возможность вычислить и самый день события. Так как, при своем быстром движении, Луна проходит всю Деву в три дня, то я расчислил для нее октябрьское положение в средине этого созвездия для октября того и другого года.. Оказалось, что Луна здесь была 6 октября 93 года и 23 октября 710 года.

Чтобы сделать выбор между обеими этими датами, я вычислил для них геоцентрические положения Меркурия, Венеры и Солнца и нашел, переведя их на современные координаты, положения, данные в таблице III.

ТАБЛИЦА III.

 

Положение Венеры оказалось удовлетворительным в обоих случаях. Она, как и помечено на гробнице, была между Скорпионом и Стрельцом.

Совсем другое вышло для Меркурия. Он на гробнице помечен в Весах с той же стороны от Солнца, как и Венера, а этому удовлетворяет только 93 год, так как в 710 Меркурий был, хотя и в Весах, но по другую сторону от Солнца.

Значит, можно считать астрономически доказанным, что дело происходило 6 октября 93 года нашей эры, в послеполуденное время, так как только в эти часы октября дневными созвездиями являются Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион и Стрелец, нарисованные на левой дневной стороне изображения, где священнодействуют перед своими тронами двенадцать часов дня.

То обстоятельство, что надпись Юпитер и Сатурн (гор-пе-сета и гор-пе-ка) помещены у головы Льва, тогда как вычисление показало их положение внутри его фигуры, не может, мне кажется, служить возражением, так как и у других помеченных на гробнице созвездий надписи втиснуты большею частью в промежутки между фигурами. Я пробовал делать вычисления также и на случай нахождения Юпитера и Сатурна между Раком и Тельцом, особенно в средние века, но исписав числами более ста листков бумаги и доведя планеты до 1007 года нашей эры я не получил никаких удовлетворительных результатов. После этого я бросил, наконец, эту дополнительную работу, как безнадежную.3


3 Я вычислил при этом положения планет еще на октябри: 33 34, 92, 152, 211, 270, 592, 650, 651, 711, 712, 769, 770, 829, 888, 889, 947 и 1007 годов. Ни в одном не оказалось ничего похожего.

Причина, по которой я хотел сделать поиски в такой поздний период средневековья, заключалась в желании убедиться в том, кто у кого заимствовал представлена о двадцати четырех часах суток, как о старейшинах, священнодействующих перед своими престолами? Египтяне у автора Апокалипсиса или он у них?

Отрицательный результат этих моих поисков заставляет меня склоняться к мнению, что такого рода представления существовали у египтян ранее Апокалипсиса и взяты от них Иоанном уже в готовом виде, как и его представление клиновидных полос неба в виде крыльев, на которых летают двенадцать созвездий Зодиака.


Рис. 152. Созвездие Жертвенник с летающими около него демонами по представлениям конца средних веков. Из книги Радинуса (Radinus: Sideralis Abyssus). 1511 г. книгохранилище Пулковской обсерватории.

Точно так же и четырехкрылые животные в книге «Осилит Бог» (Иезекиил) не выдуманы автором ее, а тоже были готовыми получены из Египта, как мы видим на угловых рисунках рассматриваемой нами гробницы, считая ее за произведение 93 года нашей эры.

Представление о созвездиях Зодиака, как о чётырех-крылых созданиях, было вполне в характере древней науки. Ведь каждый клиновидный часовой отрезок неба идет от всякого зодиакального созвездия, с одной стороны, к северному полюсу неба, как верхнее крыло, а с другой — к южному полюсу, как нижнее. Таких часовых крыльев приходятся ровно две пары на каждый знак Зодиака, который естественно и символизировался в четырех-крылом существе. Это именно мы и видим в Иезекииле.

Принадлежность рассмотренной нами египетской гробницы с ее иероглифическими надписями первому веку нашей эры показывает, что иероглифическое письмо было еще сильно распространено в то время в центре египетской цивилизации, Фивах, в религиозных делах.*


* В шестом томе Морозов пересмотрел это решение, посчитав дальше 10 века, и пришел к выводу, что гороскоп подделан самим Бругшем, т. к. дата его 17 ноября 1682 года (если пренебречь Меркурием). VVU

Не будет ничего удивительного, если оно существовало там и много позднее. Ведь церковно-славянская письменность держится у нас в богослужебных книгах и до настоящего времени, несмотря на то, что в обычной жизни ее уже давно никто не употребляете Только этим соображением и обусловливались мои попытки расчислять время описанной гробницы чуть не до эпохи возрождения.

Неожиданное открытие, что библейские пророки писали в начале средних веков, заставляет пересмотреть заново многое в древней истории, и прежде всего необходимо убедиться посредством новых тщательных астрономических вычислений, действительно ли те года, которые подучены для некоторых ассиро-вавилонских событий, путем прежних астрономических вычислений, единственные решения? Не дает ли астрономия для тех же событий и более поздних дат, еще лучше соответствующих обстоятельствам дела?

Такого рода пересмотр большинства древне-исторических ценностей теперь совершенно неизбежен. Палеографу и археологу уже нельзя освобождать себя от изучения астрономии. Она должна лечь в основу их науки. Только тогда и удастся им выбраться на свежий воздух и на ровную широкою дорогу.


Рис 153. Созвездие Орион. Из книги Бахараха
(Bacharach: Astronomia) 1545 г. редчайшее издание. Книгохранилище Пулковской обсерватории.



назад начало


Hosted by uCoz