«Написано пером - не вырубишь топором»
— народная мудрость

 


Необходимость бумаги для развития грамотности

Для того чтобы приготовить один лист пергамента, нужно:

1) содрать кожу с молодого теленка не старше 6 недель или с молодого барашка;

2) размачивать ее до 6 суток в проточной воде;

3) содрать мездру особым скребком;

4) разрыхлить шерсть гноением кожи в сырой яме и золением известью от 12 до 20 суток;

5) ободрать разрыхлившуюся шерсть;

6) проквасить голую кожу в овсяных или пшеничных отрубях, чтобы удалить из нее избыток извести;

7) продубить кожу растительными дубильными экстрактами, чтобы она после высыхания стала мягкой;

8) выровнять неровности, втирая в пергамент яичный белок или свинцовые белила либо натирая пемзой кожу, предварительно пересыпанную мелом (считается, впрочем, что второй способ вошел в употребление только с XIII века)

Это — приготовление каждого листа пергамента. Оно ставило пергамент на уровень драгоценных предметов, и такое положение сохранялось вплоть до изобретения тряпичной бумаги накануне эпохи Возрождения (см., напр., [13], стр. 50).

Как же при такой ценности и редкости писчего материала могла развиться изящная литература? Даже для развития простой грамотности требуется постоянное и многолетнее упражнение (прописи, диктанты и т.п.), невозможное на пергаменте (и, добавим, на папирусе, который был лишь немного дешевле). Нам отвечают, что для этой цели использовались дешевые навощенные и грифельные дощечки, допускающие многократное применение. Но где же и как фиксировались указания учителя и его исправления допущенных ошибок? Для того чтобы исправления ошибок остались в памяти, необходимо определенное время хранить тексты диктантов и упражнений, постоянно возвращаясь к ним для закрепления навыка. Правда, в истории известны практически «бесписьменные» школы (например, деревенские школы в России XIX века), но также и известно, с каким уровнем грамотности выходили из них учащиеся.

Для того чтобы достигнуть достаточной грамотности и умения легко излагать на бумаге свои мысли, нужно не только написать несчетное число диктантов, контролируемых учителем по стандартным прописям, но прочитать колоссальное количество книг, написанных по стандартной орфографии. Если учащийся не читает много книг, то, как бы он добросовестно ни учился в классе, он останется малограмотным человеком и, во всяком случае, никогда не будет литератором, уверенно владеющим языком. Это четко проявляется в экстремальной ситуации » при изучении иностранного языка. Без практики на стандартизованных текстах научиться правильно писать невозможно: заучивание лишь правил не гарантирует от ошибок.

Но могли ли рукописи в допечатный период писаться по единым орфографическим правилам? Достаточно поставить этот вопрос, чтобы отрицательный ответ сделался очевидным. Даже теперь однородная орфография книг достигается только после нескольких просмотров набора корректорами, уничтожающими все авторские (и не только авторские) орфографические оригинальности. Однако, когда не было учебников орфографии или эти учебники существовали лишь в виде частных тетрадок, не проконтролированных единой государственной властью, и авторитет которых не подкреплялся авторитетом подконтрольных государству (или церкви) школ, никакими средствами невозможно было заставить людей соблюдать многочисленные орфографические условности языка. Это относится даже к периоду, когда уже появилась бумага, но еще не было орфографически стандартизованной печатным станком литературы. Примером являются, скажем, древнерусские летописи, челобитные и другие деловые бумаги, отнюдь не блистающие однородной орфографией.

М.М.Постников


Можно привести пример попроще: больше чем 3 м2 кожи уйдёт на один кожанный плащ.
А это 47 стандартных листов А4 (не учитывая, что шкурки – не прямоугольные :о).
Цены на кожаные пальто помните? Турецкие подешевле :о) Итак, книга в 470 страниц сколько стоит?
Ну если хочется поподробнее, смотрим дальше


Пергамент

С XV до ХVШ века в России способ производства кожи не менялся. Л. В. Милов пишет: «Для кожевенного производства свойственна необычайная длительность «фазы производства», связанной с процессами «квашения», «дубления» и другими операциями, где живой труд почти не принимает участия, а собственно период обработки кож с помощью живого труда представляет собой лишь отдельные вкрапления в основную «фазу производства». Видимо, в силу этих причин кожевенное производство становится непрерывным производством в собственном смысле слова (т. е. непрерывности применения живого труда) лишь в период общего высокого уровня капитализма в стране.

...

Производство кож было сезонным производством, охватывающим период в 130—150 дней. Следовательно, здесь уже нет в наличии наиболее важного признака промышленного производства — его непрерывности. Отсутствие такого фактора лишает, как уже говорилось, предпринимателя возможности присваивать в необходимом размере прибавочный труд наемного работника. В дубильном деле в Европе воздействие дубильной кислоты на кожу длилось 6—18 месяцев. Технология в России XVII—XVIII вв., видимо, была более краткосрочная благодаря эффекту «квашения» кож в киселе из ржаного «кваса» с овсяной мукой, а также применению так называемой «какши» и т. д. но она, видимо, была не настолько быстрой, чтобы за срок 6—8 месяцев дать 2 цикла.

...

В конце XVII — начале XVIII в. русские купцы приспособились к неумолимым требованиям технологии кожевенного дела другим способом. Они, как и ремесленники, прибегали к более или менее краткосрочному найму, но найму массовому и лишь на определенный вид работ (толчение корья, промывка и мятье кож, «мязрильная» работа, топтанье кож и т. д.).

...

Для крупного купечества кожевни были скорее средством некоторого сокращения накладных расходов, неизбежных при скупке готовых кож у многочисленных мелких ремесленников—товаропроизводителей. »     (Милов)

...

Таким образом, кожевники выделились в отдельные цеха в ХV веке, тогда когда произошло первичное накопление капитала купцами. Когда кожевники выделились из других цехов, то они были поставлены в положение наемных рабочих.

...

Купцы начали заниматься выделкой кожи при достаточном накоплении денежного капитала, что позволило купцам организовать выделку кожи и ее переработку с тем, чтобы уже готовую кожу продавать соответствующим цехам. Кожевники чтобы получить лучшие заказы от купцов были вынуждены экспериментировать с изготовлением новых видов выделанной кожи. Так во второй половине ХV века появилась сафьяновая кожа как тонко выделанная и ярко раскрашенная овечья и козья кожа. Слово maroquin появилось во французском языке в 1490 г. (Я. Кеслер) Сафьяновую кожу в Московии начали изготовлять в начале ХVI века.

Отличие пергамента или веленя от сафьяновой кожи состоит в том, что пергамент не раскрашивается и не подвергается дубильному процессу. Для высокосортных сортов сафьяна также использовалась кожа шестинедельных барашек и козлят. Поэтому производство пергамента возникло тогда же, когда начали изготовлять сафьяновую кожу. Это середина ХV века.

...

Лингвистические свидетельства

Появление пергамента – это середина ХV века. В данном случае появление слова в письменном языке отразило время появления самого слово. При появление пергамента – на нем сразу начали писать. «Греческие», «еврейские» и «латинские» древние пергаментные фолианты стали «всплывать из забвения» только со второй половины ХV века, а активно издаваться и распространяться – в ХVI веке. В этом нет ничего удивительного, ибо технология выделки пергамента появилась не в глубокой древности, а во второй половине ХV века.

...

В русский язык слово «харатья» для обозначения пергамента обратно заимствовано из новогреческого харти «бумага»(!) и является фонетическим вариантом общеордынского слова «шерсть» – «договор, присяга», впервые отмечено только в 1471 году. О каких «древнегреческих» рукописях может вообще идти речь, если в греческом языке сперва появилось слово обозначающее бумагу, и только потом — пергамент ?»( Кеслер, 155-156)

В английском письменном языке в ХV веке, шкура овцы приобрела смысл пергамента – материала для письма – parchmen, как синонима документа – document, на котором пишут официальные указы, приказы и т. д. В ХV веке появляется в английском языке слово vellum – выделанная козья кожа, используемая как пергамент.

...

В русском письменном языке – харатья – появилась в 1471. В английском языке слова связанные со смыслом пергамент появились в ХV веке. На Руси пергамент был привозной, поэтому слово пергамент зафиксировалось в ХVI веке

Бумага

О бумаге «химическое материаловедение утверждает, что за 800-1000 лет бумага, как термодинамически неравновесный материал, обязана истлеть полностью. Поэтому никаких бумажных памятников ранее ХI века быть в принципе не может. Была ли бумага в Китае II века или нет – этой бумаги в природе сегодня быть не может в любых условиях хранения, она обязана дезаккомодировать в силу своей неравновесности. Это – термодинамика, одна из фундаментальных естественных наук. С ней, как сказал Больцман, не поспоришь.»(Кеслер, 42)

...

Тряпичная или льнянная бумага

Британская Энциклопедия 1771 г. писала, что европейская или льняная (тряпичная) бумага появилась в ХIV веке. Британская энциклопедия 1911 года уточнила, что в делопроизводстве бумага начала использоваться со второй половины ХIV века. На Руси «значение слова бумага = писчий материал по памятникам может быть возведено лишь к XV веку (оно находится, вместе со словами лист и десть, в записи Пролога 1481 года Публ. Библ. ), – пишет А. Соболевский, – Та бумага, которую... имеем в русских грамотах XIV века, как и бумага южно-славянских книг и грамот того же времени, — тряпичная, или льняная, выделанная в Западной Европе.»(Соболевский)

Льняная бумага появилась из отходов производства льняной материи. Производство льняной материи и бумаги – это процесс практически параллельный, а не раскинутый на тысячелетия. По времени появление бумаги совпадает с ростом купеческой активности в Европе в ХIV в. Можно сказать, что именно потребность делопроизводства купцов и подтолкнуло процесс изготовления бумаги. Потребность определило предложение.

...

Технология изготовления бумаги в средневековье

Процесс изготовления льняной бумаги средневековья можно описать так:

Первая фаза. Первоначально льняные тряпки просто сгнивали в ямах. Затем технология усложнилась тряпки стали сортироваться и промываться в емкости, имеющей отверстия для стока воды. После этого тряпки оставляют гнить в течение четырех-пяти дней. Сырые распадающиеся куски тряпок мелко нарезают и отбивают в течение нескольких часов в чистой проточной воде, оставляют разлагаться в течение недели, опять отбивают, опять оставляют гнить, и так несколько раз до тех пор, пока тряпки не распадаются окончательно в текучую водянистую массу, которую выливают в огромный чан, наполненные водой, где с помощью пестов разрыхляется окончательно. Иногда, особенно для писчей бумаги, к массе в чане подбавляли клей, т. к. на проклеенной бумаге чернила не растекаются. Волокна разделяются, чтобы превратиться в ровную кашицу молочного цвета. Поначалу эта работа выполнялась вручную, затем начали использовать силу водяных мельниц.

Вторая фаза. Бумажник используя форму в виде деревянной рамы с натянутой на ней проволочной тонкой сеткой, зачерпывает из чана нужное для листа бумаги количество жидкой кашицы и трясет раму над чаном, чтобы вода стекала и волоконца свойлакивались. Затем когда лист на сетке примет нужную форму, рабочий переворачивает раму на кусок войлока или сукна, и лист падает туда; сверху на этот еще сырой лист накладывается снова кусок войлока, на него кладется новый лист бумаги, и т. д. Когда наберутся два-три десятка листов, то вся кипа поступает под пресс и подвергается сильному сжатию.

Флорентиец Донато Бараманте (1444-1514) в 1508 г. изобрел винтовой пресс, на котором делал медали. (Монеты... ) Это изобретение стало возможным оттого, что токарный станок с кривошипом появился в 1480 г. Станок «имел ножной педальный механизм, ременной привод через колесо с кривошипом и передвижной суппорт, позволяющий токарю работать двумя руками и добиваться неслыханной раньше точности в обработке деталей» (Иванов, 42)., что необходимо при изготовлении деревянного винта и гайки в прессе.

...

До изобретения винтового пресса Донато Бараманте в 1508 году, мастер с подмастерьями прижимали плиту свои весом или камнем. Такая бумага напоминала китайскую бумагу и была похоже на «лепёшку наподобие войлока». Первая бумага была неровная и рыхлая. На такой бумаге можно было писать. Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага наименее биостойка. «Уже на первой неделе рост и развитие микроскопических грибов оценивался на ней в 2-3 балла, т.е. была возможна их визуальная оценка. Эта бумага по питательной ценности, видимо, больше всего отвечает потребностям микроскопических грибов.» (Бурцева... )

...

Неотжатая бумага винтовым прессом пригодна для фиксации оперативной информации. О том, что еще в конце ХV века не было стойкой бумаги, которую можно было долго хранить свидетельствует факт, что Кембриджский университет в 1480 году принимал в качестве залога за ссуды только книги, писанные на пергаменте.

Поэтому самая ранняя известная тряпичная бумага датируется первой половиной ХVI в. Этот факт подтверждает история живописи.

...

Только с появлением отжатой бумаги на винтовом прессе второй половины ХVI века, бумага начала поступать в свободную продажу, т. к. бумагу уже можно было длительно хранить.

...

Что же касается древней китайской бумаги, то по свидетельству Н. Морозова, нет китайских рукописей написанных на бумаге древней второй половины XVII века. А все китайские рукописи написаны на бумаге.

И.Шумах


Похоже Илиаду и Одиссею 2000 лет (до XVI века) передавали изустно...
Все 1 500 000 букв.
Простой вопрос: Вы знаете девичьи фамилии ваших бабушек? А прабабушек?
Дайте я угадаю, если Вы два раза сказали "да", у Вас есть письменный или печатный документ об этом?
Очень надеюсь что Вы – не слепой.

Hosted by uCoz