«"Альмагест" Клавдия Птолемея , увидевший свет почти 19 веков назад, впервые вышел в переводе на русский язык только в 1998 г. В поздней античности на это сочинение ссылались как на величайшее . Свод астрономических знаний в течение многих веков, вплоть до Коперника и Тихо Браге, был настольной книгой астрономов. Нет другой книги за исключением "Библии", у которой была бы столь долгая и бурная жизнь.»Пишет нам доктор физико-математических наук Ю.Н.Ефремов в своей статье «"Альмагест" - великий труд Птолемея» И это общее место которое вошло во все учебники, и оно же пример, как пишут историю, потому что здесь почти всё — неправда, кроме, конечно, даты русского перевода и, пожалуй, сравнения с библией :о) Начнём с того, что историки очень не любят давать информацию о своих первоисточниках в плане их реального обнаружения, я думаю — даже не специально. Вообще говоря, история любой науки обычно — важная часть этой науки: история например химии или физики — крайне интересные и вполне самостоятельные разделы соответствующих знаний и имеют отдельный круг авторов, учебники, методологию и т.д. История истории — как дисциплина — как-то не сложилась... Историки избегают информации о времени и достоверности своих первоисточников. Они не приучены даже такие вопросы задавать. Почему-то, они в свои знания верят без аргументации :о). Вот например: попробуйте узнать, когда произошёл факт нахождения самого первого папируса, который можно посмотреть. Т.е. какова история появления в науке—истории такого первоисточника, как древние папирусы? Поищите поисковиком... почти наверняка вы получите несколько сотен ссылок, типа цитаты, с которой я начал. А даты нахождения там не будет! Только жёстко сформулированный вопрос: "первые папирусы нашли" хоть здесь , хоть здесь , покажет вам, что вопрос-то — есть! А ответа — нет! Ладно, упростим поисковику задачу: "первые папирусы" нашли Смешно, правда? Оказывается — Геркуланум 18-й век (смелое заявление без фактов про 16-й — мутное какое-то). Потом наполеоновский поход в Египет и Сирию, и в 19 веке папирусы посыпались, как из рога изобилия, но история их нахождения полна волшебности персидских сказок ;о) Вот как оно оказывается по-настоящему! Этимология слова папирус — тут ещё забавнее: Итак Фасмер — папирус: Слово: папИрус Ближайшая этимология: — книжное заимствование через нем. Раруrus от лат. раруrus. Далее см. папЕра. Слово: папЕра Ближайшая этимология: "бумага", .... . Заимств. через польск. рарiеr из нем. Рарiеr "бумага", которое через лат. рарyЇrus из греч. pЈpаroj егип. происхождения (Гофман, Gr. Wb. 253; Брюкнер 394; Литтман 10). Египетское стало быть происхождение! О как! А чего там рядом лежит? Слово: папирОса. Ближайшая этимология: Согласно Преобр. (II, 15), из польск. рарiеrоs, образованного от рарiеr "бумага" по образцу исп. cigaros; ср. аналогично Брюкнер 394. См. папЕра Тоже стало быть из Египта... египтосы курили папиросы :о) А ещё рядом слово папка, оно и сейчас используется в своём первоначальном смысле — толстая рыхлая бумажная масса в листах (строительная папка), ну и, конечно — картонная. Слово: пАпка. Ближайшая этимология: Из нем. Рарре "картон", который получил название по толстым прослойкам клейстера, связывавшим раньше слои бумаги, т. е. от Рарре "каша" (Клюге-ГеЁтце 431). Интересное «т. е.» Кто-нить видел эти толстые прослойки клейстера в папке? :о) КАША, бумажная каша, плохо отпрессованная. Сама бумага. Без нормального пресса, бумага и будет — толстая и рыхлая (как промокашка). Не это ли — настоящая этимология и бумаги (paper) и картона и папируса? Интересно на папирусе найденном в 18 веке в Геркулануме и название его прочитали? Или, всё-таки придумали ему название тогда же, прибавив к слову бумага "античное" окончание? Видите, как важно знать: КОГДА увидели в первый раз? КОГДА в руках подержали? И держали ли в руках? Вернёмся к нашему Птолемею и, не менее нашему, Ефремову: "когда увидел свет" Альмагест Клавдия Птолемея? Вы будете смеяться — не 19 веков назад... Т.е. РЕАЛЬНОЕ появление для истории этого труда — 16 век (как папируса — 18). Это, конечно не значит, что не могло быть рукописи Птолемея в 15 веке (как и папируса до раскопок Геркуланума), но эти новые даты нужно исследовать и датировать, потому что более ранних следов (которых в руках подержали) — нет, а есть — легенда ... но она же — не доказательство!? После этого издания (после) появилось (реально) греческое (тоже издание, т.е. сшитая напечатанная книга. Рукописи самого Птолемея или его переписчиков ДО издания нигде обществу подержать в руках не случилось), с якобы первоначальными координатами звёзд. (В латинском издании на первом листе написано:"Клавдия Птолемея Фелудийского Александрийского Философа и Математика Превосходнейшего Небесные явления 1022 неподвижных звезд к сему времени приведенные в особенности для учащихся Впервые теперь изданные переводчикам Георгием Трапезундским. С приложением введения Иоанна Новиомага к долготам и широтам неподвижных звезд и еще с приложением 48 изображений Маврской сферы Альберта Дюрера Издано в Кельне, в 1537 году 25 августа.") Вот такая реально известная история. Хотя и она — небезупречна, старинные книги — тоже редкость и драгоценность и их тоже подделывали и даты тоже удревняли. Но тут нас снизу подпирает хотя бы история книгопечатания (т.е. — история техники и технологий). "В поздней античности на это сочинение ссылались как на величайшее" тоже неправда, эти ссылки весьма своеобразны и "в поздней античности" — тоже (к этому — чуть позже): "Бесспорно, что имя Птолемея (означающее, как указывает Морозов, «Состязавшийся с Богом») было известно в допечатную эпоху. Например, о Птолемее с большим уважением отзывался в XIII веке учитель Фомы Аквинского Альберт Великий. Однако внимательное изучение упоминаний его имени и вольных пересказов некоторых фрагментов из его труда в сочинениях средневековых авторов показывает, что никто из них, как неоднократно с неудовольствием отмечалось в истории науки, не держал в руках того «Альмагеста», который мы знаем. (Тот же Альберт Великий характеризует Птолемея лишь как выдающегося астролога и мага.) " Вообще же КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ — имя, прочитано Морозовым как "Хромой (Клавдий) Состязавшийся с Богом (Птолемей)" Я склонен доверять прочтениям Морозова: в 19 веке в классическое школьное образование входили "мёртвые языки", да и литература на них была под боком. Сейчас такого — нет. (Я, например, мёртвых языков не учил и не знаю, поэтому вынужден кому-то доверять...) Но одного хромого состязающегося с богом даже я знаю — это ветхозаветный Израиль, который в этом состязании с богом получил и имя и хромоту ... Так может великий маг — это — он? Можно, конечно называть это совпадение случайным, но сам факт довольно уникального совпадения — налицо. По моему, 12 век нашей истории выглядит уже как некое туманное мифологическое облако, где живут великие маги и колдуны и документы из якобы этих веков имеют такие же мутные, по достоверности, датировки, как и папирусы... "Свод астрономических знаний в течение многих веков, вплоть до Коперника и Тихо Браге, был настольной книгой астрономов." опять же — смелый вывод ниоткуда :о) Т.е. то, что Альмагест сосредоточил в себе основные астрономические знания перед эпохой Тихо Браге и Коперника — это — бесспорно, но вот про века и настольность — я бы остерёгся. В руках не держали. И здесь мы опять вынуждены вернуться к бумаге, папирусу и вертикальному прессу. (подробнее тут) Книга Альмагест 1537 года снабжена "приложением 48 изображений Маврской сферы Альберта Дюрера" и не случайно, каталог звёзд ссылается на эти изображения при описании созвездий, причём весьма дотошно. Как без гравюры понять "звезда на узле, соединяющим две ленты" (созвездия Овна)? Или "звезда на сгибе правой лапы" (созвездия Близнецов) ? Или "более северная из двух смежных над небольшим щитом на корме" (созвездия Рака)? Нам говорят, что "исходное" греческое издание (которое опубликовано позже :о) не имеет этих гравюр (понятное дело — Дюрер ведь жил — не во "времена Птолемея" :о) Т.е. ленты в созвездии Овна были ещё на карте Птолемея? Он на чем он её рисовал? На папирусе? Или на пергаменте? На песке? И карту с лентами и кормой честно перерисовывали с 150 года до 1500? И 1022 звёзды совпали? Кто? На чём? А главное — зачем? И где — доказательства? Здравый смысл подсказывает: до печатного тиражирования (и большого тиража), подобная звёздная карта, как материальная часть рукописи — вещь бесперспективная. Вся история имеет один огромный, я бы даже сказал — колоссальный логический дефект, возможность что-то из достигнутого забыть на 1000 лет, а потом — вспомнить и тут же найти древние хроники вспомненного. Не бывает ни "забыть", ни, тем более — потом "вспомнить" . Это в 1022 раза менее вероятно чем — апокриф, т.е. помещение чего-то нынешнего в глубь веков. Опять становится важно КОГДА. Как только мы не имеем достоверно датированных источников (а мы их не имеем) мы в первую очередь должны проверять подозрительную информацию на достоверность. Ну и что в этой версии достоверно? На чём писал Птолемей и переписывали переписчики? На папирусе? Папирус нельзя получить в качестве писчего материала без пресса. Тут по каналу "Культура" один историк показывал что-то типа лабораторной работы на тему: как легко сделать папирус. И это, действительно ему удалось легко, только на столе у него стоял чугунный пресс: две плоских плиты с бааальшим воротом для закручивания. И других типов пресса в книгопечатании и производстве бумаги никто нигде не рисовал. Но папирусу тоже нужен пресс... Камни класть на плиту? Кто это реально проверял или даже пробовал? В руках бы подержать... Историк вот — пресс отчего-то даже для одного демонстративного листа приволок (а пресс штука — тяжеленная, особенно для историка :о), а на Альмагест таких листов тыщу надо... Если помнить, что находить папирусы (письменные) стали после 16 века (а независимыми от истории методами папирусы не датируют), то можно даже допустить, что письменный папирус появился после бумаги... Этимология его названия, как раз этому — не противоречит. Просто тяжело выдать найденный бумажный свиток за очень древний :о) Пергаменты обычно "находят" в старинных дальних монастырях (т.е. сразу на книжной полке :о). А папирус очень удобно "находить" в Египте и Малой Азии.... А евреи тут даже нашли свиток из медного проката ... станок для проката минус второго века — в студию! Если нельзя, но сильно хочется, то — можно :о) Писать, кстати, можно на ткани. Говорят у древне-римлянинов были "полотняные книги", но не сохранились; почему не Создание писчего материала методом прессования — технология с вполне конкретными требованиями и историей. И история эта начинается с токарного станка с непрерывным вращением в одну сторону, а это значит — с кривошипным механизмом (как на старой педальной машинке Зингера) а это — не ранее 14 века (а не — второго). Винт для пресса напильником без станка сделать — не удастся, он может и будет иметь геройскую видимость резной балясины, но работать — не будет, затрёт его. Я уже не говорю про изготовление гайки этого пресса напильником... Напомню, мы говорим о тисках, а не о винте Архимеда (который, кстати нигде воду так и не качает, им сподручнее что-то лёгкое и сухое, типа зерна и мусора). Потом и с самим растением папирусом полные непонятки, я читал, что папирус из которого делали папирус — не растёт в Египте с 10 века, а напротив, замечательно растёт в Италии и Сицилии, где многожды описан в хрониках и оттуда реклиматизирован в сады Египта и Сирии... Во как! Откуда взялся именно 10 век, даже не спрашивайте меня, взялся видимо откуда-то, но тоже не из хроник 10 века :о) А из местного (египетского исконного) папируса сподручнее делать лодки, а папирус получается из них для книг — не годный. Но об этом вы тоже не узнаете ниоткуда, кроме как от новохронологов, а они же все — вруны! :о) Так "настольная книга" в течении тысячи лет какую материальную основу имела? Настольных книг, именно, в течении многих веков — не проглядывается... Проглядываются весьма сенсационные (и дорогие) находки "более ранних отрывочных списков"... "Нет другой книги за исключением "Библии", у которой была бы столь долгая и бурная жизнь." Знаете почему я согласен с этой фразой? Вы, только не смейтесь, но дело в том что у библии рукописей тоже не сохранилось, тоже есть только более ранние отрывочные списки на папирусе (которые в руках подержать удалось вы понимаете когда :о), а достоверно — библия появилась тоже сразу целиковой книгой и в 15 веке... Ну уже пора начать читать сам труд! Он ведь переведён и доступен! И здесь и на сайте Городецкого (прямых улик, что Gorm == Городецкий, я не видел на сайте, но это общее мнение :о) есть фрагменты : Итак: Мне кажется, о Сир2, что истинные философы поступили очень хорошо, отделив теоретическую часть философии от практической. Действительно, если даже ранее практическая часть соединялась с теоретической, то тем не менее между ними можно обнаружить большое различие. Во-первых, хотя некоторые моральные добродетели могут оказаться присущими многим людям, не получившим образования, но исследование Вселенной невозможно без предварительного обучения. Во-вторых, у первых наибольший выигрыш получается за счет непрерывной практической деятельности, а у других — в продвижении теоретических исследований. Поэтому мы считаем необходимым, с одной стороны, держать наши действия в строгой мере под управлением наших умственных представлений, чтобы во всех жизненных ситуациях сохранять прекрасный и хорошо устроенный идеал, а с другой — употребить все силы главным образом для изучения многих и прекрасных теорий и прежде всего принадлежащих к той области знания, которую называют математикой в узком смысле этого слова. Красиво пишет, кстати! Такие сложные предложения, искусно связанные. Учёный человек, между прочим. Даже Библия от 15 века — как-то невыгодно отличается от Птолемея убогостью языка, т.е. она — древнее, похоже. А что там за Сир? Комментаторы пишут: "Посвящение «Сиру» (Σνρος) встречается в нескольких сочинениях Птолемея. До сих пор, однако, не удалось установить, о ком конкретно идет речь. Сир — имя, достаточно распространенное в Египте эпохи позднего эллинизма и Римской империи". А ... так это имя? (заглавные буквы появились поздно, хотя... ) Распространённое, но неизвестно чьё. Стало быть — титул Cир по каким-то причинам историков не устраивает... (И как легко и привычно они у "Сироса-Ксироса" отбрасывают окончание "ос"... а у папируса — не отбрасывают... :о) Ну да ладно Дальше он вполне толково описывает мироздание. Земля круглая, Солнце вокруг него движется, всё чин-чинарём... Одно только не ясно: если форма Земли была известна во втором веке н.э. и даже ранее, как это могли забыть к средним векам? К тому же — неуклонно из века в век переписывая этого самого Птолемея? На востоке переписывали? Т.е. на востоке знали, а в Европе — не знали, забыли? Ну, что хотите со мной делайте — так не бывает. Из цитаты видно, что не хочет автор пересекаться с церковным учением. Просто за старинные знания спрятались от имеющей силу церкви, которая не хотела отказываться от старых взглядов на мир... Вот это — похоже на правду. Т.е. датировка поставленная по законам логики требует, чтобы взгляд на мир Птолемея был позднее взгляда на мир приведённой здесь картинки
Причём этот Косма Индикоплов (Кузьма плававший в Индию, опять же — грек) спорит в своём VI (и до — XIV) веке с Птолемеем — языческая у него, видите ли, доктрина, неправильная, а его — правильная. А Птолемей спорит с картиной мира Космы, аргументирует! Это при том, что их разделяют века, даже теперь и не знаю — забвения ли? Вы можете этот бред себе представить? В 14 веке книга Космы — обязательное чтение в христианских семьях. Сам Косма "дошёл" тоже — в книге, жаль не смог найти в интернете — как "дошёл"?, и не бумажная ли книга? :о) А в дошедших (уже без кавычек) книгах рядом изображены и та система и другая (и иногда и третья — Коперника). Все рядом, все в одной книге, как три версии мироздания, как одновременные. Ещё в 19 веке, картинки подобные были в моде, но уже — как историеский курьёз? стилизация?
Не бывает, так что правильная схема мира на тысячу лет признаётся неправильной и здесь соврано всё, включая последовательности систем мира. Полюбому сначала — Косьма, потом — Птолемей, потом — Коперник, причём — достаточно рядом друг от друга, коли — спорят, к тому же — обоюдно! Читаем дальше. А дальше начинается геометрия, окружности, хорды, секущие, леммы, доказательства Затем идёт пассаж, который заставил меня встать в ступор: "Теперь, если мы положим, как я уже сказал, диаметр круга равным 120 частям, то на основании изложенного сторона DE, являясь половиной радиуса, будет равной 30 частям, а ее квадрат — 900; BD, являясь радиусом, равна 60 частям, а ее квадрат — 3600, квадрат же на EB или на EZ равен 4500; следовательно, EZ будет равна приблизительно 67;4,55 частям" Товарисч © считает квадратный корень! А как он это делает? А не дождётесь :о( Он не говорит, как он это делает... А есть ли где в книге методика расчёта? Нет нигде в книге её нет, только готовый ответ. А что нам комментаторы говорят? Спасибо им, во первых они рассказали нам, что "В «Альмагесте» Птолемей использует десятично-шестидесятиричную систему записи чисел. Целые части чисел он всегда приводит в десятичной записи, а дробные, как правило, в виде шестидесятиричной дроби ... в ней целая часть числа отделяется от дробной точкой с запятой, а каждый последующий разряд шестидесятиричной дроби от предыдущего — запятой. Например, запись 365;14,48 означает число 365+14/60+48/602 " А про расчёты комментаторы что говорят? А они вот на это: "Таким образом, прямая, стягивающая 90 градусов, составит приблизительно 84;51,10 таких части, каких в диаметре 120, а стягивающая 120 градусов будет равна 103;55,23 таким частям." комментируют вот так: "Из геометрических соображений ясно, что Crd 90° = 21/2 r, a Crd 120° = 31/2 r. Отсюда при r = 60p следует Crd 90° = 84;51,10p, Crd 120° = 103:55,23p." Замечательно, а КАК он это посчитал? Нет, не говорят. Как в рот воды набрали. Вы спрОсите меня: "а чё ты до него докапался? В чём твои сомнения?" А мои сомнения строятся на той простой мысли, что методика расчётов — есть технология, а уж технология счёта в обществе точно пропасть не могла, А достоверной технологии деления до появления разрядной десятичной системы мы не имеем. Есть формула Герона вычисления корня, он в 1 веке жил (можно заниматься исследованием: когда его работы в руках подержать стало можно, но мне пока — лениво, к тому же, я даже догадываюсь — что окажется :о), но в любом случае нужно иметь методику деления. Как мы сейчас делим? Возём число (пусть 2008) и поделим ка мы его на 13 :о) Для этого мы берём старший разряд (2) и проверяем, можем? Нет. Добавляем второй разряд (20). Можем? Да. (1). Пишем. Смотрим остаток (7). Можем? Нет, ессссстно :о) Добавляем третий разряд (70). Можем? ДА! (5). Пишем. Смотрим остаток (5). Можем? Нет, ессссстно :о) Добавляем четвёртый разряд (58). Можем? Да. (4). Пишем. Смотрим остаток (6). Можем? Нет, ессссстно :о) Добавляем пятый разряд (он уже пойдёт после десятичной запятой)......... Таким образом по приведённой технологии постепенно столбиком получаем 154,461... и т.д. до требуемой нам точности. Всё так знакомо, что глаз ни на чём не тормозит, а тут есть одно волшебное слово которое демонстрирует технологию: РАЗРЯД. Что такое разряд? Разряд — он не сам по себе — он знак целой системы (разрядной десятичной), которую нам долго и упорно, с большими потерями для нашей задницы от ремня (не у всех :о) внедряли в начальных классах. Мы забыли это почти полностью, запоминается из детства только хорошее обычно, но было и плохое! А зачем над нами такое совершили? Да для того, чтобы мы стали обладать технологией счёта, именно технологией. Технологию я вам описал на самом сложном примере — делении Сложение, умножение и вычитание — проще. Что для этого нужно? Нужно представление числа поразрядно основанию системы. Чувствуете причастность к великому? ОСНОВАНИЕ. Какое основание нашей системы? 10. Нолик видите? Нолик в разрядной системе — это самый её главный элемент. (Я в детстве, когда освоил логарифмическую линейку папы, сразу понял, что если что-то и посылать далёким братьям по разуму, то — её. Инопланетяне о нас сразу узнают чрезвычайно много :о) Нолик — это не ничто, это знак того что достигнут конец системы и одновременно начало её в новом разряде 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и можно начинать опять с единицы. И операции производят ПОРАЗРЯДНО, для этого достаточно уметь считать в пределах первого десятка — плюс — ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ таблицу умножения до 100 (вот оно! бедствие для детской задницы! :о). Моя соседка по парте так её и не выучила, она подсматривала под пенал (снизу была шпаргалка напечатана). Ну так что же мы имеем у Птолемея? Что такое "десятично-шестидесятиричная система записи"? Какая она? Поскольку Птолемей нам доступен в латинской и греческой книге 16 века, и расчётов там не имеется, а только ответ — мы ничего от самого Птолемея не узнаем о его системе счёта и снова вынуждены пользоваться комментаторами. Смотрим ЦИФРЫ И СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. Изучайте, сводная таблица обозначений цифр приведена ниже.
Сетевой персонаж Gorm на сайте kasparovchess сказал мне про систему счёта Птолемея следующее: "Я уж и не знаю, как реагировать на продолжающийся детский сад с 60-ричной системой у Птолемея. Откройте Альмагест и убедитесь, что все расчеты и числа Птолемей проводит именно в этой системе. Кстати, весьма удобной для математических расчетов - компактно и делить удобно, поскольку в отличие от 10 , которое делится только на 2 и 5, 60 делится на все числа от 2 до 6,10,12, 15. Да и мы постоянно ей пользуемся - деление часа и градуса на 60 минут, а минут на 60 секунд - прямой след этой традиции." (подчёркивание моё, предупреждаю, как честный человек :о) Не знаю даже, наверное в нашем саду другая песочница, чем у Gorm-а, но Альмагест мы открыли и видим, что расчетов там нет. Цифры есть, а расчётов нет. Моя просьба Gorm-у продемонстрировать методику расчёта хоть каким-нить образом — не увенчалась успехом (только мою песочницу обгадил :о). Опять придётся смотреть самому, и вам вместе со мной... Итак, что же это за "северный олень" такой — вавилонская шестидесятичная система, "в которой работал" Клавдий Птолемей? Кстати, сам Птолемей не говорил, что он в ней работал, это — вывод из его системы записи чисел, я думаю были другие "древнегреческие" авторы, которые так же записывали числа... Смотрим про вавилонскую систему: "Через некоторое время после того, как Аккад завоевал шумеров, система счисления в Месопотамии стала шестидесятиричной, хотя сохранилось также и основание 10. Казавшееся правдоподобным предположение относительно того, почему выбор пал на число 60 как на основу вавилонской системы счисления, и утверждавшие, будто это связано с тем, что продолжительность земного года считалась равной 360 дням, не получило подтверждения. Ныне принято считать, что шестидесятиричная система была выбрана из метрологических соображений: число 60 имеет много делителей." Как видим — знать они ничего твёрдо не знают, а просто, на сегодняшний день, договорились, что — "удобно"! :о) Я ведь ничего вам не переврал? Вавилоняне, судя по статье изобрели разрядность и, некоторые даже считают, что — ноль (для заполнения пустой разрядной позиции). Является ли эта система — разрядной? "В то же время не было найдено ни одной таблички с записью, в которой символ нуля находился бы в конце числа. Именно поэтому вавилонскую систему мы считаем лишь относительно позиционной, ибо самый правый знак мог означать либо единицы, либо кратные какой-нибудь степени числа 60. Тем не менее изобретение вавилонянами позиционной системы счисления с нулем представляло собой огромное достижение, по своему революционному значению для математики сопоставимое разве лишь с более поздней гипотезой Коперника в астрономии." (Опять из Вавилона прямо к Копернику :о) Так значит она не является ни строго позиционной ни строго разрядной? Читайте сами всё что увидите по вавилонской системе. Если не ставили в конце ноль — как разрядно записать число с нулём на конце? Если есть разные числа, которые в вавилонской системе внешне — неотличимы, является ли такакая система ТЕХНОЛОГИЕЙ вычислений? Ну конечно нет. И Gorm не случайно ушёл от демонстраций её возможностей, потому что возможностей — нет. Как на ней делить? Если даже мы допустим (вопреки явным заявлениям историков математики), что это была шестидесятичная разрядная система с нулём, то для того чтобы ей пользоваться, нужно опять-таки (по аналогии с нашей системой) всего две вещи: иметь в голове пользователя умение уверенно складывать и вычитать в пределах первого десятка (10 в данном случае = 60), и выученную таблицу умножения до 100 (в шестидесятичной системе). А теперь подумайте, что я только что сказал. Первое требование предполагает наличие индивидуального обозначения каждой цифры от 1 до 59, а этого нет в реальности: даже если обозначать буквами с титлом — букв в алфавитах стока не бывает! Второе требует выучивания таблицы умножения до строки 59х59=3481 (аналог — 9х9=81, этим кончается наша таблица). Это же чудовищно и невозможно! Ведь даже нашу таблицу помнят наизусть не все (помните пенал соседки?)
Я, когда задумывал всё это писать, решил для прикола выложить здесь вавилонскую таблицу умножения. А такую даже написать — листа не хватит, а уж в голове держать... Это категорически никакими силами не сделать! Никогда! Низачто! А написание нечто вроде таблиц Брадиса — это кропотливый труд, что характерно — непрерывный (коли вы ими постоянно пользуетесь — они же обтрёпываются), без тиражирования — умирающий вместе с носителем. Да и не предъявлены таблицы умножения по вавилонски... Теперь вы понимаете какая на самом деле непростая штука заложена нам в голову сызмальства? Была ли она у человека который писал римские цифры? Нет. Считал ли он десятками? Конечно — считал, но считали и двадцатками, и восьмёрками, и пятёрками, и дюжинами (и сорокАми?). Вопрос что считали и как считали Возьмём латинян: MMDCCLVII + MCCCXXXVI = MMMDCCCCCLXXXVVIII = MMMDDLXXXXIII = MMMMLXXXXIII Можно? Можно. Отнять от двадцати восьми три можно? XXVIII - III... :о) Тоже вроде всё нормально.
А от 19 отнять один? XIX - I ? Ну, тут, ежели не глядя чикать, можно и двадцать получить :о) А контролировать результат как? Ведь технологии поразрядных операций в голове-то — нет, как и разрядов в записи числа... Умный догадается, а для остальных человек который сможет от MMDCCLVII отнять MCCCXXXVI , пожалуй, будет считаться великим магом или, не дай бог — колдуном... Вы скажете, что я сгущаю краски? Совсем нет "Папа (")седьмого(") века Григорий I писал одному из своих епископов: «Мы не можем вспомнить без стыда, что ты кого-то обучаешь грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы питаем великое презрение, произвело на нас очень тяжелое впечатление...»". Т.е. и грамотность и грамота — это не достоинство, а скорее — вынужденно допустимое зло. Все мы, так или иначе знаем, что для простого человека "от сохи" грамотность — скорее ругательство, а не похвала:"больно ты грамотный". И это и сейчас, когда есть книги, школы, все читать и считать умеют. А тогда? Вот на чём учил грамматике кого-то епископ? Печатных книг ещё нет, а без стандартной (тиражированной) грамматики какая возможность ей учить? Её ведь тоже нет! Каждая деревня говорит на своём диалекте, понимают друг друга и — ладно. Т.е он его просто читать-писать учил. Опять же по каким рукописям и на чём? На песке, видимо. Я это к чему? Вы должны представлять реальную картину до-бумажных лет. Если святой отец в храме что-то "по писанному" произносит — то ему Бог внушает и помогает. А если кто-то другой на улице в какие-то закарючки смотрит и читает — ему кто помогает? А не дьявол ли? А уж считать! Как вы думаете, как простой человек относился к демонстрации счёта? А кто ему это мог показать? Меняла, торговец, т.е. — нежно им любимые люди :о) "Мы складываем и умножаем, а они — отнимают и делят" Чувствуете эмоциональную окраску? :о) А она имеет прямое отношение к нашему случаю. Отнимать и делить — сложнее. Для практических нужд разрядная система очень долго была не нужна, она и по-сейчас для практических нужд не очень-то нужна, часто вы делите большие цифры в уме в быту? Но вот в научной работе (торговле?), нужна счётная система, Какие внешние признаки десятичной разрядной системы? Ровно 10 цифр (не больше не меньше, а столько — каково основание системы) и строго разрядная запись, чтение, пользование в расчётах. Поглядите ещё раз на таблицу обозначения чисел. Какие столбцы удовлетворяют требованиям? Индийская и две последних арабских. Когда десятичная арабская система появилась в Ойкумене? Опять, точной информации нет (и никогда, видимо, уже не будет) но достоверно — после 9-го века. Вместе с нулём, понятное дело :о) А вавилоняне, древнеримцы, древнегреки, Птолемей, наконец? Нет, говорят нам довольно сбивчиво историки, у них её не было... Ну так, а как Птолемей корни брал? По формуле Герона, наверное, неуверенно и тихо говорят нам историки. А покажите как он делил? И — тишина... Если к вам начнут приставать с глупостями про Альмагест из второго века нашей эры попросите их показать вам, как поделить 2008 на 13 "по вавилонски", вас тут же оставят в одиночестве. А как можно, я вам показал — поразрядно... Очень познавательна статья М.А.Цайгера. Русская цифирь – что это такое? (статья, таблицы и рисунки) . (Спасибо за ссылку Xen-у) Русская цифирь — она же — калька с греческой цифири. Статья показывает как трудно в России на эту цифирь ложилась методика разрядного счёта. Процитирую важное в нашем контексте место: "Самым трудным, как ни странно, оказалось представить, как производилось сложение и вычитание с помощью цифрового алфавита. Длительное время специалисты - историки математики не могут дать ответ на этот вопрос..." Вы чувствуете настоящесть времени второго предложения? "не могут" и по сей час... Так делали ли в ней расчёты? И приспособить цифирь к десятичному счёту, заметьте — так и не смогли. Перешли на арабские цифры. Ну так а что Птолемей? Птолемей считал свой Альмагест так же как и мы с вами умеем, а, стало быть — после 10 века, так я и говорил: как только посчитал — так и опубликовали. Считал он по простому — пером на бумаге. По другому у меня не получается. А у вас? А почему Альмагест написан сразу как апокриф во второй век? Не знаю, неправильно судить людей 15-го века по меркам 21-го, может так было — почётней, а может — безопасней. Но это — так, остальные труды — тоже так написаны, тот же Герон как считал? Диофант Александрийский как считал? Аристотель описывал варку стали, Гомер закалку стали, а сталь варить начали в 19 веке... О как! Книга пятая
| |||||||